СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ВЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК
Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам ещё предстоит понять…
С самого раннего детства нам рассказывают сказки.
Ребёнок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло.
А нужны ли нам вообще сказки?
Правильно ли мы их понимаем и истолковываем?
Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам ещё предстоит узнать?
Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.
— К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушёл и забыл.
На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы.
Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намёк…»
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке.
И ещё учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.
Мы же читаем сказку с наших позиций.
А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет!
Сказки все наполнены метафорами, образами.
Нужно ещё уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит.
Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено.
Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали всё как было.
Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца.
Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в тело ребёнка.
Колобок и Репка — астрологические сказки
— Сказки детям необходимы, — считает Светлана Курячая, — особенно народные.
Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать.
Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву.
Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребёнок испугается и будет бояться её всегда.
Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку.
Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки.
Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот.
Помните сказку «Колобок»?
Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку.
Так круглая луна становилась все меньше и меньше.
Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка.
«Ам» — и она исчезла…
«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении.
Месяц постепенно превращается в полную луну.
Ребёнок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку.
Окружающий мир для него становится сказочным.
К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка».
В первой говорится о смене дня и ночи.
Петушок — это солнышко.
Лиса подходит к окошку и зовёт его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку).
Потом хватает и несёт за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далёк, т. е. это путь, который проделывает солнце.
Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года.
Лиса — зима,
Заюшка — лето.
Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису.
Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
Курочка Ряба — сказка для взрослых
По мнению Светланы Курячей, «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым.
Курочка снесла золотое яичко.
Его случайно разбила мышка.
Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли.
Дело в том, что яйцо оказалось пустым.
Яйцо является прообразом всего живого на Земле.
Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения.
Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен.
Курочка успокаивает стариков:
«Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
Кто такая Баба-яга ?
Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.
Но, как считает Светлана Власовна, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учётом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; ещё косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у неё очень тесно.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мёртвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у неё нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у неё другое зрение — она видит будущее.
По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живёт она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа ещё не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для неё ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мёртвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.
Многие учёные настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрёт. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
Об этимологии слова «Баба-яга».
Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала всё.
Сейчас посажу на лопату — и в печь!
И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребёнка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребёнок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Иван — да не дурак
Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного.
Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?
— Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало.
На самом деле всё совершенно не так.
Учёные считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие.
Дремучий лес — другой мир, мир мёртвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живёт в дремучем лесу.
Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании.
Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово.
Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков.
Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени.
Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания.
В итоге всё и получает!
Сказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью.
В сказках всё заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо.
Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков.
Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.
Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества.
Она заранее всё знает, предвидит.
Наткала ткань, подарила её (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку.
Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошёл, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя.
В итоге — свадьба и счастливая жизнь.
— Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней,
— считает Светлана Курячая.
— К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
И помните слова Юрия Лотмана:
«Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».
О чём говорят сказки?
Время и продолжительность жизни допотопного человечества
Многие сказки несут в себе крупицы древней мудрости.
В их число входят румынские и молдавские сказки.
В молдавской Сказке о поросёнке говорится о времени, когда беременность женщин продолжалась больше трёх лет и проходила без родовых мук, а на земле жили драконы, василиски, многоголовые гидры и прочие чудовища.
Это могло быть между 24 млн. и 70 тыс. лет, скорее даже в начале этого периода
2кн.стр.4 (Сидоров Г.)
— Ты, что русских народных сказок не читал?
— Вроде бы читал, — смутился я, — да и сейчас перечитываю.
— Ну, тогда вспоминай, кто всегда был главным соперником наших витязей?
И не только русских, но и индийских, и иранских, и западноевропейских?
В народной традиции этих зверюг обычно именуют или змеями, как в Индии — нагами, или драконами.
— Но я всегда считал, что все предания о сражениях людей со всякими там Горынычами, всего лишь память о последних уцелевших на Земле гигантских ящерах, — сказал я.
— А между тем есть вполне конкретные их описания. Например, у того же Афанасьева. Этот великий русский подвижник смог докопаться до сути и понять, кто они. Из его дневников, ящероподобные, прежде всего, богатыри-поединщики. Они закованы в непроницаемую чешуйчатую броню, имеют короткий плоский хвост, змееподобную голову и длинные гибкие руки. Чаще всего люди-ящеры представляют собой витязей-одиночек. Но иногда они окружают себя и эскортом, — старик на несколько секунд замолчал, а потом добавил, — они владеют грозным лучевым оружием. Но в то же время многие мифы отмечают их воинскую честь: с людьми эти твари, как правило, сражаются на равных — оружием холодным, и даже когда проигрывают не прибегают к своей грозной технике. В мифах говорится, что они очень умны и мудры, что люто ненавидят людей, но иногда, очень редко, становятся и друзьями…
— Интересно, куда драконоподобные подевались в наше время? — думал я.
— Наверное, забились в свои пещеры и нос не показывают. — И я напрямую задал этот вопрос «знахарю».
— Тебе же всё известно! — сказал он удивленно.
— Пещеры, пещерами, а под землёю в гигантских пустотах у них целые города, особенно на дне Мирового океана, но дело совсем не в этом, — сделал паузу «знахарь».
— Не лезли бы они в наши земные дела. А то ведь лезут, и ещё как!
Молдавская сказка о поросёнке
Молдавская сказка о поросёнке, рассказывающая о поисках Фэт-Фрумоса царской дочерью, находившейся на третьем году беременности и проходившей через кишащими драконами, василисками, двадцатичетырехголовыми гидрами и другими чудовищами леса.
Найдя Фэт-Фрумоса, она родила ребёнка без родовых мук
Румынская народная сказка "Молодость без старости и жизнь без смерти"
Румынская народная сказка о поисках Фэт-Фрумосом молодости без старости, и жизни без смерти.
После долгих скитаний и приключений он нашёл такую землю, населенную прекрасными волшебницами, где как бы остановилось время.
Прожив с ними много лет он отправился домой, но застал свой дворец давно разрушенным, а мир совсем другим
Русская народная сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице
Русская народная сказка о нашествии на Донскую Землю двадцатирукого, десятиногого и семиголового чуда-чудища и его армии не то рыб, не то людей.
Отпор чуду-чудищу со стороны Светланки, которая затем превратилась в рыбу - стерлядку
Русская народная сказка "Иван, вдовий сын"
Русская народная сказка о том, как Иван вдовий сын попал к старику - великану, брату змея Горыныча, имевшего крылатого коня и метавшего в небе молнии.
Иван получил такого же коня Сивку-бурку и смог улететь на нём от старика
Русская народная "Сказка о молодильных яблоках и живой воде"
Русская народная сказка о поисках Иваном - царевичем молодильных яблок и живой воды.
Во время путешествия в Тридесятое царство он посетил три сестры бабы-яги и они дали ему трёх летающих коней, покрывающих расстояние в сотни километров за секунды.
Затем он нашёл молодильные яблоки и колодец с живой водой, встретил богатырку Синеглазку и женился на ней
Русская народная сказка "Медное, серебряное и золотое царства"
Русская народная сказка о поисках Иваном-царевичем своей матери, которую похитил Вихрь.
Разыскивая её, он забрался на стеклянную гору, на которой стояли медный, серебряный и золотой дворцы.
Там Иван-царевич нашел трех прекрасных царевен - невольниц Вихря и свою мать - Настасью-царевну, и победил самого Вихря.
Спустившись со стеклянной горы он женился на Елене Прекрасной
Арабская сказка "1001 ночь". Повесть о медном городе (567-578 ночи)
Арабская сказка о поисках сирийским царём Абн аль-Маликом, эмиром Мусой и шейхом Абд ас-Самадом места, где в былые времена жили джинны и где они были побеждены Сулейманом и запечатаны им в медные кувшины.
Рассуждения о былых временах и желание Абн аль-Малика получить один из медных кушинов. Отправка на его поиски Мусы, Абд ас-Самада и Талиба
Арабская сказка "Тысяча и одна ночь". Рассказ о Хасибе и царице змей (483-536 ночи)
Арабская сказка о проникновении Хасиба в подземный мир, населенный 12 тысячами больших змей и его встрече с царицей змей.
Царица змей рассказала Хасибу о странствиях сына царя из сынов Исраиля, Булукии, в давно прошедшие времена.
Начало истории Булукии и его встреча с царицей змей
Румынская народная сказка "Греучану"
Румынская народная сказка о поисках Греучану солнца и луны, похищенного змеями.
Превратившись в голубя, а потом в муху, Греучану попал в логово змеев, победил в схватке трех змеев, а потом обернувшихся грушевым деревом, садом и родником змеевых жен и мать.
Румынская народная сказка "Богатырь Прысля и золотые яблоки"
Румынская народная сказка о поисках богатырем Прыслей похитителей золотых яблок из дворца его отца.
Ими оказались три змея, жившие в бронзовом, серебряном и золотом дворцах под землей.
Каждый змей похитил по принцессе и принуждал их выйти за себя замуж.
Битва Прысли со змеями и победа над ними.
Румынская народная сказка "Иляна Косынзяна"
Румынская народная сказка о поисках Ионицэ Фэт Фрумосом Иляны Козынзяны, которая являлась ему из озера Волшебниц и подарила перстень.
Прежде, чем найти её и жениться на ней, Ионицэ Фэт Фрумос летал на огромных птицах, встречался со змеем-драконом, старой бабкой-ведьмой с лошадиными ногами, кобылами-оборотнями.
Румынская народная сказка "Фет-Фрумос и солнце"
Румынская народная сказка о поисках Ионикэ Фэт Фрумосом солнца, похищенного драконами.
Прежде чем освободить солнце, он убил трёх драконов.
А потом, когда солнце снова появилось на небе, Ионикэ Фэт Фрумос убил трёх змеевых жен, которые превратились в яблони, виноградный куст, и мать драконов
Молдавская народная сказка "Дафин и Вестра"
Молдавская народная сказка о том, как Дафин попал в рабство к чёрту (он же нечистый, леший и дьявол), а затем встретил чардейку Вестру и женился на ней
Румынская народная сказка "Цугуля, сын старика и старухи"
Румынская народная сказка о поисках Цугули своих поджилок, украденных Змеей- колдуньей.
Чтобы завладеть ими, он убил змеев-великанов, их невест - дочерей Змеи - колдуньи и саму старую змеюку
Румынская народная сказка "Победитель змеев"
Румынская народная сказка о поисках Фэт-Фрумосом своих сестёр, которых похитила мать трёх змеев, называемая яростным вихрем.
Достигнув царства змеев, Фэт-Фрумос убил трёх братьев змеев-великанов, их сестёр, которые превратились в плодовый сад и виноградный куст, а также их мать
Румынская народная сказка "Фэт-Фрумос Золотые Кудри"
Румынская народная сказка о чудесном появлении на свет Фэт-Фрумоса и его странствиях.
Фэт-Фрумос получил в наследство от старика-отшельника крылатого коня, побывал в Стране волшебниц, добыл чудесное платье и женился на царской дочери.
После этого он вместе со своим конём трижды сокрушал с водуха вражеские силы противников царя.
Молдавская народная сказка "Лейся свет впереди, тьма стелись позади"
Молдавская народная сказка о девушке-красавице, которой предстояло выйти замуж за дракона и выпавших на её долю приключениях.
Встреча её с сыном Зелен-царя, который достал для неё из Драконовой скалы живой воды и прирастил ей отрубленные драконами руки.