ЭТНОПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ БЫВШЕЙ ТАРТАРИИ
Представленная вниманию читателя книга в доступном изложении раскрывает глубинные основы коллективной психологии коренных народов, населяющих бескрайние просторы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Богатый фактический и практический материал, накопленный автором за долгие годы своей жизни среди тунгусов, якутов, эвенков и хантов, приоткрывает дверь в их этнокультурный мир и традиционный уклад жизни. Быт, нравы, взаимоотношения с окружающей природой — всё здесь имеет тонкую связь с духом Великой Тартарии.
ОT АВТОРА
Данная книга по этнопсихологии народов, населяющих бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока, была написана для того, чтобы люди, которые с ней познакомятся, могли увидеть и понять то, что обычно скрыто от простого обывателя: разницу коллективного сознания различных этносов. Дело в том, что ни один этнос Сибири, включая и родственные, близкие по культуре народы, никогда не задумывался над тем, что заставляет его представителей в различных жизненных ситуациях поступать так, а не иначе. Например, никогда эвенки и эвены не занимались анализом своего поведения и отношения к окружающим их народам — того, откуда у них появилась необыкновенная стойкость в любых жизненных обстоятельствах и полное бесстрашие к тем племенам, на территории которых они расселялись. Все эти качества тунгусы получили во времена, когда их предки построили на Дальнем Востоке два великих государства: в XI веке — Царство Бохай, а в XII веке — золотую империю чжурчжэней. В том этническом котле и сложился современный характер тунгусского этноса, который они принесли на огромные территории Сибири. То же самое можно сказать и об обских уграх, предки которых в начале Новой Эры кочевали на огромных просторах северного Тибета, откуда они вместе с предками челдонов, скифами, устремились на Урал.
В современных преданиях обских угров рассказывается о том времени, когда этот этнос был кочевым, жил в засушливой и холодной степи и лесостепи. Именно кочевой характер предков манси и хантов передался их далёким таёжным потомкам, которые, уйдя на север, по сути, сохранили этот уклад и воинственность кочевников степи. Если говорить о якутах, то этот этнос сложился из нескольких кочевых народов. В него вошли тувинские чики, древние кыргызы, курыканы и русские местные старожилы — челдоны, которых тюрки встретили в долине реки Лена. Поэтому психология якутов отличается своеобразием: с одной стороны, якуты очень похожи своим поведением на русских, с другой — это типичные кочевники степи, которые волею случая оказались в таёжной зоне.
Хочется особо выделить психологию палеоазиатов: юкагиров, чукчей, коряков и эскимосов.
Самыми древними из них являются эскимосы — народ инуит, который утверждает, что жить в высоких широтах их далёких предков научили некие туниты — люди с белой кожей, светлоглазые и русоволосые. Именно от тунитов эскимосы приобрели ту необыкновенную выносливость, стойкость и способность к выживанию в самых суровых условиях севера, которую они демонстрируют. Предания эскимосов рассказывают, как их далёкие предки учились жить в высоких широтах у легендарных голубоглазых тунитов. Они копировали их поведение и отношение ко всему живому, в том числе и к людям. О тунитах рассказывают и предания коряков, и даже чукчей. Некоторые чукотские легенды повествуют о том, что их предки учились оленеводству и выживанию в горах севера у неких светловолосых голубоглазых шелагов, которые научили предков чукчей воинственности, правдивости, честности и состраданию ко всему живому. Вот откуда чукчи получили свой природный альтруизм.
Хорошо известно, что чукчи не раз спасали голодающих юкагиров от голодной смерти, перегоняя на их территории стада домашних оленей. У юкагиров не было таких славных учителей, как туниты и шелаги, и поэтому этот народ постепенно утратил своё главенствующее положение на северо-востоке Сибири. Русских казаков удивляло нежелание юкагиров разводить оленей, на побережье моря заниматься зверобойным промыслом и учиться у русских и эвенов ремёслам.
Изо всего вышеизложенного видно, как складывалась психология основных сибирских этносов. Особняком стоит психология кетов, которых принято называть енисейскими остяками. Как сейчас стало известно, предки кетов вышли из северного Китая. В становлении этого этноса большую роль сыграли динлины и тунгусоязычные народы Манчжурии. Поэтому и культура, и поведение кетов резко отличаются от культуры и поведения сибирских угров и тунгусов.
В данной книге автор не только рассказывает о происхождении сибирских народов, объясняет их поведение и психологию с позиции межрасового смешения. Для автора является самым главным показать сибирским этносам их слабые и сильные стороны поведения, чтобы в будущем были сделаны поправки в сторону позитива. Чтобы сибирские народы не искали в соседних народах и в русском народе врагов.
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что данная книга может быть хорошим подспорьем для мигрантов в Сибирь из европейской части России. В настоящее время политика нашего государства направлена на заселение русским этносом пустующих малонаселённых районов центральной Сибири и Дальнего Востока. На этих территориях живут коренные этносы: эвенки, эвены, народности Дальнего Востока и Приамурья. Естественно, переселенцам с европейской части России придётся волей-неволей контачить с этими коренными этносами, и знание психологии этих народов, их коллективного сознания позволит легче понять мигрантам местное население данных территорий.
Также хочется добавить, что знание этнопсихологии коренных народов Сибири и Дальнего Востока будет нелишним для большинства современных чиновников, которые в силу своих обязанностей вынуждены общаться на севере с якутами, на Дальнем Востоке — с чукчами и коряками, на юге — с тюркоязычными хакасами и тувинцами.
Знание этнопсихологии коренных народов Сибири помогает в межэтническом общении и понимании роли государствообразующего русского народа в становлении дружественных отношений между различными сибирскими этносами.
ВВЕДЕНИЕ
Этнопсихология как наука сформировалась относительно недавно — в конце девятнадцатого века. Но это не значит, что знания о поведении, образе мышления и мировоззрении определённых этнических сообществ, с которыми издревле контактировали те или иные народы Европы, не интересовали передовую мировую науку прошлого. Наоборот, в наше время с полной уверенностью можно утверждать, что современная этнопсихология проросла из многочисленных работ древних авторов, которые скрупулёзно и честно пытались описывать особенности поведения и обычаи соседствующих с их этносом народов. Уже в клинописных текстах из библиотеки ассирийского царя Ашшурбани-пала мы встречаемся с описанием особенностей психики и поведения урартов, древних израильтян, жителей Аккада и Элама.
В более позднее время священная книга христиан и иудеев, Библия, написанная, как известно науке, евреями в Вавилонском плену, без прикрас может смело считаться первым в мире фундаментальным учебником по этнопсихологии племён и народов Ближнего Востока.
Пятикнижие даёт достаточно глубокое представление не только о поведении и психологии евреев, но и показывает психологию древних египтян, вавилонян, народов моря филистимлян, ассирийцев, персов и даже скифов.
Тексты античных авторов, как поэтические и мифологические, так и работы серьёзных учёных, таких, как Геродот, Тацит, Плутарх или Плиний Старший, тоже изобилуют описанием особенностей психического поведения сопредельных варварских племён и народов. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с творчеством отца исторической науки Геродота. «Великий грек» в своих трудах старался подробно описывать поведение не только эллинов, но и скифов, персов, египтян, фракийцев, этрусков, ликийцев и тавров. Во втором веке до н.э. римский исследователь Полибий, описывая Пунические войны, в дополнение к работам Геродота знакомит читателя с особенностями психического поведения финикийцев (пунов), ливийцев, нумидийцев и галлов. В первом веке до н.э. Рим начинает свою экспансию на север Европы. И античный мир знакомится с обычаями, традициями и психологией галлов, германцев и бриттов уже благодаря монографии Юлия Цезаря.
Из средневековых исследователей, которые оставили серьёзный след в становлении этнопсихологии как науки, необходимо назвать Марко Поло, Фернандо Магеллана, Васко да Гаму, Христофора Колумба и, конечно же, конкистадоров, таких, как Кортес, Писарро, Диего де Ланда, Америго Веспуччи, а также русского землепроходца Афанасия Никитина и китайского путешественника Чжан Цяня. Все вышеназванные хронисты были мореплавателями, завоевателями и землепроходцами. И их труды изобилуют описанием психологии тех народов, по землям которых проходили маршруты завоеваний или исследовательских экспедиций.
Надо отметить, что немалый вклад в становление мировой этнопсихологии внесли работы замечательных русских исследователей. В настоящее время российская историческая наука занимается изучением древних новгородских летописей, которые описывают быт, поведение и культуру народа коми, великой перми, а также угров и самояди — предков современных хантов, манси и ненцев. Во времена присоединения русским государством Сибири и Дальнего Востока эти летописи внесли немалый вклад в общение русских первопроходцев с местным населением. Они явились первыми учебными пособиями по этнопсихологии жителей «землицы закаменной».
В более позднее время, в восемнадцатом и девятнадцатом столетии, этнографией и психологией сибирских народов, а позднее — народов Аляски, Алеутских островов и Калифорнии, занималась Российская Академия наук, а с середины девятнадцатого века — Российское географическое общество. В девятнадцатом веке замечательные статьи по этнопсихологии были написаны М.А. Шелиховым, П.П. Семёновым-Тян-Шанским, великим Н.М. Пржевальским, С.П. Крашенинниковым. В.И. Иохельсоном, в начале двадцатого столетия — путешественником и исследователем Уссурийского края В.К. Арсеньевым и гордостью Российской науки — академиком А.П. Окладниковым.
В настоящей работе по освещению психологии коренных народов Сибири и Дальнего Востока автор будет не раз ссылаться на вышеуказанных исследователей и на печатные статьи более поздних, советских, авторов.
ГЛАВА 1.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Издревле путешественниками, завоевателями и исследователями замечено, что каждый народ, как и отдельный человек, имеет своё, только ему присущее строение психики, и вся его жизнь подчинена тому видению окружающего мира, какое позволяют рамки его миропонимания.
Поэтому есть народы, с точки зрения исследователей, «мягкие и спокойные» и есть народы мстительные и агрессивные. Есть этносы, в большинстве своём склонные к воровству (тувинцы, монголы), но есть племена и народности, которые и в наше сложное время не знают, что значит присвоить что-то чужое, даже если это явно брошенное и ненужное.
По образному выражению Семёнова-Тян-Шанского, «каждый народ имеет своё лицо». Это значит, что у каждого этноса своё миропонимание и только ему присущее отношение к очень, казалось бы, простым жизненным вопросам.
Вот и русские землепроходцы, казаки, промышленники и исследователи, чтобы легко контактировать с сибирскими народами и управлять ситуацией, глубоко изучали поведение и мировоззрение не только целых этносов, но и психологическое внутри этноса — психологию родов.
Во времена присоединения Сибири к Российскому государству это было необходимо. В качестве примера можно привести успех у местного тюркоязычного и угроязычного населения русского казака Ермака Тимофеевича. До сих пор этого человека на берегах Тобола, Туры, Тавды, Иртыша и даже на берегах Средней Оби почитают как святого.
И даже несмотря на то, что русский воевода являлся завоевателем. Он уничтожил государственность Искерского ханства, подчинил и тюрков, и их союзников, угров, и вдруг такое тёплое отношение к пришельцу?
Предания и сибирских татар, и хантов в один голос повествуют о том, что Ермак Тимофеевич как правитель был лучше бухарского ставленника — Кучума. Он понимал местное население, шёл ему навстречу, всегда был на стороне обиженных и обездоленных. Безусловно, без хорошего знания психологии местного населения русскому казаку не удалась бы и половина его свершений.
Можно привести и другие примеры из истории присоединения Сибири. Аляски и Средней Азии к короне Российской Империи, когда знание психологии местного населения предотвращало кровавые восстания покорённых. Думается, что знания по этнопсихологии сибирских народов не будут лишними и в настоящее время.
ГЛАВА 2.
ПСИХОЛОГИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Историческая справка
Тюркоязычное население Западной Сибири сформировалось в шестом-восьмом веках н.э. До прихода кочевников-тюрок в Западносибирский регион на этой территории жили кетоязычные, ираноязычные и угроязычные народности. Наиболее древним пластом, по мнению учёных, являются кетоязычные и ираноязычные племенные объединения. Угры же появились на территории Западной Сибири в ГѴ веке, в гуннское время. Поэтому антропологически и психически западно-сибирские тюрки мало походят на тюркоязычное население Алтая и Средней Азии. И сам уклад жизни у тюрков Западной Сибири был и остаётся несколько иным, чем у родственников по языку из Центральной Азии. Тюрки Западной Сибири расселились не только по степной и лесостепной зоне региона. Они широко освоили зону южной тайги, где их предки смешались с кетоязычным местным населением, переняв у последнего навыки пешей охоты на мясного и пушного зверя, а также добычу рыбы.
Как известно, психология у жителей тайги несколько иная, чем у кочевников. Понятно, что на психологию тюрков психология оседлых охотников и рыболовов оказала заметное влияние. В лесостепной зоне на культуру и быт тюрков-завоевателей оказали влияние северные иранцы, родственники древних сарматов. А в западносибирской степи тюрки столкнулись с осколком гуннского союза — многочисленными угорскими родами, которые тоже оставили свой неизгладимый след в культуре и психике западносибирских барабинцев, телеутов и карагасов. Поэтому в семнадцатом веке, во времена прихода русского этноса на берега Иртыша и «великой Оби», психология и культура тюркоязычного населения в различных регионах Западной Сибири была далеко не однородной. Это отмечено многими авторами и в более позднее время.
ГЛАВА 17.
ПСИХОЛОГИЯ КОРЕННОГО РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Немного истории.
По утверждению официальной науки, русский этнос стал заселять просторы Сибири в конце XVI века — начале XVII века. Из пермских летописей, московских хроник и других источников известно, что первая волна русских переселенцев двинулась за Урал в 1581 году.
Это был знаменитый поход Ермака Тимофеевича. Вторая волна русских мигрантов за Урал известна нам как поход Данилы Чулкова, который состоялся через пять лет после похода Ермака. Из тобольских летописей мы знаем, что люди Чулкова построили столицу Сибири Тобольск и пленили последнего сибирского хана Али. С этого момента официальная историческая наука начинает отсчёт времени колонизации Сибири. Правда, в новгородских летописях говорится несколько другое: они рассказывают нам о том, как новгородские ушкуйники встречали за Уралом стоящие на берегах сибирских рек тартарские поселения, жители которых были очень воинственны и хорошо говорили на русском языке. То же самое о русских коренных сибиряках рассказывали царю Борису Годунову посланные им в Сибирь специально подготовленные дьяки-землепроходцы. В архивах до сих пор хранятся их письменные отчёты, в которых сказано, что основным населением Сибири являлись русскоговорящие тартары, называющие себя челдонами, что с древнерусского означает «люди, живущие по берегам рек». Эти отчёты вплоть до нашего времени представляют собой закрытую тему. О них не принято вспоминать в научных кругах, хотя они могут пролить свет на многие загадки современной истории. Кроме того, в среде учёных бытует мнение, что само название «челдон» происходит от казачьего «человек с берегов Дона». И никому в голову не приходит, что значение слова к названию реки не имеет никакого отношения. На древнерусском, или скифском, языке доном называли воду. В новгородских хрониках говорится, что поселения челдонов стояли вдоль рек, которые в Сибири являлись прекрасными дорогами: летом — по воде, зимой — по льду. В древности реки объединяли людей, а не разделяли их, особенно на севере, в тайге и заболоченной тундре. Но слово «челдон» указывает не только на место жительства, это слово говорит об автохтонности — челдоном не может стать человек пришлый, приехавший из-за «камня» (из-за Урала) с европейской территории России. Им может быть только коренной житель данной территории: от левых притоков Иртыша на западе до Тихого океана на востоке. Понятно, что вышеизложенное не согласуется с официальной исторической версией, но, как говорится, факты — упрямая вещь. Дело в том, что сказания челдонов повествуют о том, что их предки никогда ни с запада, ни с востока в Сибирь не переселялись. Старики коренного русского населения Сибири рассказывают предания о своём местном царстве, которое простиралось от Тихого океана на востоке до Урала на западе. В их старинных песнях и сказах упоминаются легендарные времена былых военных походов на юг в Китай и Тибет, на юго-запад в Среднюю Азию, Иран и даже в Индию. Кроме того, существует цикл преданий коренных русских сибиряков о великом походе их предков далеко на запад, на Русь и за Дунай.
Жаль, что современных учёных не интересует фольклор этой прослойки нашего этноса. Любопытны предания, сказки и легенды обских угров о русском населении Сибири, предания кетов и эвенков о голубоглазом русоволосом народе эндри и нгомендри. Эвенкийские предания прямо говорят, что предки эвенков, которые пришли в Сибирь с Амура являлись пешими охотниками на лося и оленя. Это могучие эндри подарили им таёжных домашних оленей и научили тунгусов их разводить. То же самое рассказывают предания чукчей и коряков. Но не будем доказывать то, что современная наука не хочет признавать.
В настоящее время принято считать, что сибирские челдоны полностью растворились в пришлом русском этносе и от них не осталось никакого следа, тем более, что в XVII веке в Сибирь хлынуло много старообрядцев, которые находили себе убежище среди коренного сибирского населения, в том числе и среде челдонов. Вслед за старообрядцами по Сибири прокатилась ещё одна христианизация. Она смешала старообрядцев с никонианцами и челдонами, которые по утверждению миссионеров, христианство как религию отвергли. В настоящее время по всей Сибири и Дальнему Востоку разбросаны сотни ведических капищ. Многие из них были построены в XVII, XVIII, XIX и даже в начале XX века. Это говорит о том, что челдоны долгое время упорно придерживались своей религиозной традиции. Жаль, что эту традицию ни учёные, ни христианские миссионеры так и не поняли. Если верить преданиям хантов, манси, тунгусов и якутов, коренное русское население Сибири поклонялось четырём высшим стихиям: огню, земле, воде и воздуху. Кроме того, обожествляло мощь неба и силу матушки-земли. В героическом эпосе юкагиров и чукчей упоминается, как русские богатыри, соревнуясь с юкагирскими и чукотскими, побеждали последних потому, что им помогали высшие силы природы — не духи, как у сибирских народов, а боги и силы стихий. Если верить сибирским преданиям о поведении челдонов, то последние являлись той силой, которая связывала и управляла всеми сибирскими народами. До прихода европейской Руси в Сибирь все племена севера Сибири, или Тартарии, управлялись так называемыми Верховскими богатырями — бородатыми, сероглазыми царями челдонов, традиция которых не позволяла угнетать и грабить ни тюрок, ни тунгусов, ни угров, ни палеоазиатов. До сих пор в семьях челдонов имеют место законы особой древней нравственности, которая накапливалась в течение тысяч лет. Самым большим «грехом» в среде челдонов является ложь. С детства маленькие челдоны воспитываются в правде и только в правде. Также наряду с ложью в их среде немалым «грехом» является предательство. Ни одна сказка и ни одно предание малых народов Сибири не рассказывает, чтобы челдон кого-то предал или обманул.
До сих пор потомки челдонов отличаются величайшим трудолюбием и сообразительностью. Все коренные народы Сибири, начиная от манси и кончая чукчами, утверждают, что самыми лучшими охотниками и рыболовами на бескрайних просторах Сибири всегда были челдоны. У них малые народы севера Азии учились промыслу не только пушного зверя в тайге, но и морского зверя в океане.
Что ещё отличает челдонов от тех русских, которые переселились в Сибирь с европейской территории России, так это то, что они с огромным уважением относились к малым народам севера Азии: эвенкам, эвенам, хантам, манси, якутам и другим. Но, что интересно, челдоны никогда генетически не смешивались с этими народами. Они свято хранили свои родовые линии и в некоторых районах Сибири до сих пор их хранят, например, на реке Ожогина и в бывшем Зашиверском уезде на Индигирке. Чего не скажешь о русских переселенцах с европейской части России, которые с удовольствием женились на хантейках, эвенкийках, якутках и даже чукчанках. Интересно то, что челдоны обособляли себя от русских, которые пришли из- за Урала. Они с большой неохотой отдавали своих дочерей замуж за сибирских казаков, выходцев с Дона или Терека, потому что у тех часто встречались тёмные волосы и глаза. С огромным трудом миссионерам удатюроклось заставить челдонов формально принять христианство. Это произошло в конце XIX века — начале XX века. Но челдоны, с виду став христианами, по своей сути, до сих пор остаются людьми, которые связаны с природой, а не с библейскими законами обоих заветов.
Также хочется несколько слов сказать о культуре челдонов. И угорские, и самодийские, и кетские, и тунгусские, и палеоазиатские предания рассказывают о русском населении Сибири одно и то же. Везде говорится, что предки челдонов научили шить малые народы Сибири малицы, сакуи, бакари, тунгусские и чукотские парки; научили разводить оленей, в древности — овцебыков и даже лосей. Что самые лучшие луки в Сибири выделывались челдонами, что челдоны были самыми лучшими кузнецами, строителями и корабелами. Это они научили обских хантов «хетогур» строить огромные десятиметровые лодки и ходить под парусом. Это они научили русских казаков-землепроходцев строить на сибирских реках морские кочи; и самые лучшие подволоки, нарты, как оленьи, так и ручные, в Сибири выделывались только челдонами. До сих пор челдоны в своей среде сохранили массу высоконравственных легенд и преданий о древних временах. Они сохранили и свой колоритный сибирский героический эпос, который учит молодые поколения любить свою родину, быть правдивыми и честными.
В настоящее время потомки челдонов в городах и районных центрах Сибири смешались с пришлым русским населением, но в отдалённых деревнях, в вершинах некоторых рек, вдали от дорог можно встретить наряду со старообрядцами и прямых потомков коренного русского населения Сибири. Автор не раз встречался с такими людьми и был удивлён их стойкости к веянию времени. Из их рассказов он узнал, что во время последней мировой войны потомки сибирских челдонов были лучшими снайперами, лучшими танкистами и артиллеристами, самыми стойкими пехотинцами и моряками.
Трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин по матери тоже был челдоном — коренным сибиряком. Возможно, именно это придало ту силу характера, благодаря которой он был признан всеми воюющими армиями лучшим военным асом планеты.
ПОЯСНЕНИЯ К ГЛАВЕ 17
Современные учёные-историки, прочитав главу «Психология коренного русского населения Сибири и Дальнего Востока», могут решить, что автор выдумал коренных русских сибиряков и описал их психологию и поведение. Хочу сразу сказать, что ничего автор не придумал. Это легко можно доказать посредством генетического анализа как челдонов, так и европейских русских.
Несколько лет назад академик А. Клёсов в своей работе о расселении гаплогруппы R1A1 и гаплогруппы N1C1 показал, что родиной обеих гаплогрупп является южная Сибирь: Барабинские и Кулундинские степи, Кузнецкая котловина, Хакасия, Предгорья Саян, Забайкалье и северная часть пустыни Гоби.
По данным его исследований, 20 000 лет назад на этой обширной территории независимо друг от друга сложились две гаплогруппы белой расы: R1A1 и N1C1. Оттуда обе гаплогруппы двинулись на запад. Гаплогруп- па N1C1 —северным путём через Якутию, Восточную Сибирь, Западную Сибирь, через Приполярный Урал в сторону Балтики, а гаплогруппа R1A1 сначала ушла на юг в Индию, оттуда — на Иранское нагорье, потом в Малую Азию и на Балканы. Но не будем останавливаться на судьбе R1A1 и N1C1 в Европе, так как речь у нас идёт о Центральной и Северной Азии. Историки хорошо знают, что при любой миграции большая часть населения всегда остаётся на обжитых местах и никуда с этих мест не уходит. Это один из известных законов социума.
По А. Клёсову, генетическим котлом белой расы гаплогрупп R1A1 и N1C1 является Южная Сибирь и все прилегающие к ней территории. Из этого котла арии ушли в Индию, Иран, Малую Азию, Аравию и Восточную и Центральную Европу.
Возникает вопрос: что первично — миграционная волна или генетический котёл, который её породил?
Естественно, генетический котёл, потому что он является биологическим языком центра популяции вида. Как известно, центры популяции сохраняются намного дольше, чем любые волны расселения. Пока жив центр популяции, будет жить и вид.
По А. Клёсову, Южная Сибирь и является центром популяции двух гаплогрупп белой расы: арийской гаплогруппы R1A1 и северной гаплогруппы N1C1.
Вот оно доказательство того, что совсем недавно гигантские просторы Сибири были заселены предками современных челдонов — людьми белой расы, которые говорили на сибирском
диалекте русского языка.
ВЫВОД
Психология коренных народов Сибири в области бессознательного очень похожа. Почти все малые народы этой гигантской территории Сибири верят в одухотворённость природы. В то, что всё живое и неживое имеет душу, свою судьбу и может мыслить. Почти все малые народы Сибири, включая ангарских бурят и даже группы западно-сибирских лесных тюрок, убеждены, что миром управляют могучие духи верхнего и нижнего мира, и не только шаманы способны общаться с этими духами, но и простые люди. Кроме всего прочего, духи высшего и нижнего мира требуют от людей, чтобы последние не ругали друг друга, не ссорились и не вели беспутный и ленивый образ жизни. Добрые и суровые духи настаивают, чтобы люди были справедливы и честны по отношению друг к другу, не истребляли зря природу и уважали стихию, так как сами по себе стихии тоже имеют духовное происхождение и очень большую силу. На остатках этих очень древних верований и в наше время продолжают формироваться стереотипы у большинства коренных народов Сибири. Отсюда и исходит удивительная порядочность манси, хантов, тунгусов, коряков и чукчей. Сибирские мусульмане и буддисты тоже не утратили эти древние представления своих предков, и поэтому воспитание молодёжи у вышеназванных народов идёт в двух направлениях: традиционном и более позднем — религиозном. И надо сказать, что первую скрипку играет традиционное, перекликающееся с глубинами бессознательного.
Сидоров Георгий - Этнопсихология народов бывшей Тартарии