ПЕРМАКУЛЬТУРА
ПЕРМАКУЛЬТУРА – это способ существования, устойчивого и равновесного с окружающей средой.
Она получает всё большее распространение по всему миру.
«Пермакультура» (от англ. permaculture — permanent agriculture — «Перманентное сельское хозяйство») — это система проектирования для cоздания жизнеспособных окружающих человека сред.
Термин предложен австралийским зоологом Биллом Моллисоном.
Принципы пермакультуры фокусируются на разумном проектировании маломасштабных интенсивных систем, которые являются эффективными по вложенному труду и используют биологические ресурсы вместо ископаемого топлива.
Перманентная культура
Идея пермакультуры не нова.
Во многих частях света есть люди (например, население штата Керала в Южной Индии или народ чагга в Танзании), которые выращивают сады, сходные по своему строению с естественным лесом.
Деревья, виноградные лозы, кустарники, травы и овощи растут вместе, друг над другом, как в лесу.
Эта структура, называемая в пермакультуре ярусность, позволяет садам быть намного более продуктивными, чем фруктовые сады и огороды в отдельности, поскольку несколько культур выращиваются одновременно на одном и том же месте.
Такие сады обеспечивают людей всей необходимой пищей, большей частью лекарств и растительными волокнами, а также позволяют кое-что продавать, и всё это достигается на очень небольшом участке земли.
Слово «пермакультура» было создано двумя австралийцами, Биллом Моллисоном и Давидом Холмгреном, когда в 1978 году они издали книгу под названием «Пермакультура-1».
Билл вынашивал эту идею многие годы.
Значительную часть жизни он провёл в лесу, где трудился и как лесничий, и как учёный; именно там зародилась у него эта мысль.
Он смотрел на лес, понял, как он живёт, и сказал сам себе: «Я смог бы сделать нечто подобное».
В 60–70-е годы Билл, как и многие из нас, стал понимать, что современная культура движется в тупик и, возможно, к гибели.
Он пытался протестовать, добиваясь того, чтобы те, кто управляет миром, исправили положение, но вскоре осознал, что протестами ничего не добьётся.
Убедившись, что настоящие перемены осуществляются снизу вверх, а не наоборот, он перестал протестовать, уехал домой и занялся садоводством.
Тут-то и родилась пермакультура.
Пермакультура как раз предполагает, что мы должны взять дело в свои руки, должны изменить свой собственный образ жизни, а не требовать этого от других.
Это не означает, что политическая деятельность — пустая трата времени.
Существует много вопросов, которые решаются на политическом уровне и, вероятно, будут так решаться в обозримом будущем.
Мы же должны стремиться к тому, чтобы первой нашей реакцией на любую проблему стало не «Что-то нужно делать!», а «Что мы можем сделать?»
Чувство этики
В современной хозяйственной деятельности, включая сельское хозяйство, совершенно отсутствует такое основное понятие, как этика.
Если дело прибыльное, им занимаются, а этические соображения могут быть присовокуплены позже, дабы избежать наихудших эксцессов.
Будущие последствия сегодняшней деятельности почти не принимаются во внимание.
У пермакультуры есть этическая основа, и она может быть выражена тремя понятиями: забота о Земле, забота о человеке и ограничения.
Забота о Земле может рассматриваться как «просвещённый эгоизм», признание необходимости оберегать Землю, все её живые системы, так как от них зависит, выживем мы или нет.
Но на более глубоком уровне это есть понимание того, что Земля является единым живым организмом, и мы, люди, являемся его составной частью, точно так же, как все растения и животные, и что у них не меньше прав на выживание и процветание, чем у нас.
Поэтому защита всех оставшихся неосвоенных земель должна стать для нас одной из первостепенных задач.
Человек пермакультуры намного более дружелюбен по отношению к Земле, чем человек, созданный современным сельским хозяйством и промышленностью.
Однако пермакультура не призывает превратить весь мир в экосистему съедобных растений.
Это далеко не так.
С помощью пермакультуры мы сможем повысить продуктивность земли настолько, что будем обходиться лишь малой её частью, оставив большую часть нетронутой.
Забота о человеке так же важна, как и забота о Земле.
В прошлом существовали такие человеческие сообщества, которые могли полностью себя обеспечить лишь за счёт нудного изнурительного труда большинства людей.
Речь идёт не о возвращении к такого рода сообществам.
Речь идёт о замене, как изнуряющего труда, так и использования природного топлива разумной организацией.
Вообще, становится всё более очевидно, что гораздо легче найти техническое решение проблем, чем гуманитарное.
Мы очень хорошо представляем, как нужно изменить наше сельское хозяйство и промышленность, чтобы они стали устойчивыми.
Но что делать с человеческими эмоциями, самыми простыми, такими, как страх и жадность, которые препятствуют нашему реальному прогрессу?
Сторонники пермакультуры всё больше осознают необходимость заботы о человеке наравне с заботой о Земле, если мы хотим добиться успеха в создании устойчивой среды обитания.
Сюда входит всё: от обучения умению общаться и слушать друг друга, до проектирования городов, которые отвечали бы потребностям человека.
Наконец, мы должны ограничивать себя.
Наша Земля не безразмерна, поэтому и аппетиты наши также не могут быть безграничными.
Как бы мы ни перерабатывали сырьё вторично и ни покупали «экологически безвредные» продукты, мы никогда не сможем найти выхода из создавшейся ситуации в нынешнем обществе потребления.
В наше время не существует иного выхода, кроме резкого сокращения потребления невосстановимых природных ресурсов.
В современной экономике почти всё производится из невозобновимых ресурсов, например, продукты питания.
Возобновляемые же ресурсы, такие, как древесина, при современном уровне потребления расходуются намного быстрее, чем они могут быть восстановлены.
Если вы спросите, что делает жизнь стоящей того, чтобы жить, то большинство вам ответит, что это вовсе не материальные блага, но такие нематериальные вещи, как любовь и дружба, а для них ограничения не нужны!
Осознание того, что ресурсы Земли не безграничны, может помочь вам освободиться от непрекращающейся борьбы за наращивание материальных благ и дать вам больше сил и времени для того, что действительно важно.
Жилые дома
Дом сам по себе является важной энергетической системой, и с точки зрения пермакультуры в наших интересах превратить его в производителя энергии, а не её потребителя.
Лучший способ осуществить это состоит в том, чтобы пристроить к южной стороне дома теплицы, а если это невозможно, то подойдёт та сторона, где бывает больше солнца, и даже крыша.
Этим обеспечивается не только высокопроизводительное растительное пространство и дополнительная площадь дома, но и энергетический обмен, схожий с тем, который происходит между курятником и теплицей.
Зимой тёплый воздух из теплицы можно направлять в дом, а летом, поднимающийся вверх, поток горячего воздуха в теплице может быть использован для оттока холодного воздуха из северной части дома, которая будет таким образом охлаждаться.
Кроме того, теплица превращает часть избыточного тепла дома в продукты.
Для повышения энергетической эффективности зданий могут быть использованы растения.
Например, плющ, растущий на северной стороне дома, помогает снизить расходы на отопление зимой, к тому же, если кладка стен прочная, он скорее помогает её сохранить, чем разрушает её.
Подобное использование зданий известно как биотектура, это ещё один способ использования биологических ресурсов, вместо невосстановимых.
Используя традиционные материалы, мы должны хорошо представлять себе их происхождение и выбирать такие, которые полезны и Земле, и людям.
Это означает, что нужно избегать таких материалов, как алюминий, из-за его высокой энергетической стоимости, или изоляцию из стекловолокна, которая может вызвать рак у работающих с ней, а также краски, содержащие двуокись титана, которая сама по себе безвредна, но производство которой очень ядовито.
Всему этому есть альтернативы.
Например, существует множество естественных изоляционных материалов, таких как шерсть или пробка, которые можно обработать безвредным слоем буры для прочности.
Как в городах, так и повсеместно существует большая проблема с водоснабжением и сбросом сточных вод, но её можно уменьшить, если лучше использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.
В настоящее время сточные канавы заполняются смесью дождевой воды, «серой» воды из раковин и ванн и «чёрной» воды из туалетов.
Но дождевую воду можно использовать для питья, и нередко она чище, чем та, что мы берём из-под кранов, а «серую» воду из раковин и ванн можно использовать в туалетах и для полива растений.
Разделив, таким образом, эти три типа воды и используя каждый тип с наибольшей пользой, мы можем добиться снижения потребления воды в городе почти в два раза, произведя лишь небольшие водопроводные работы.
В сельской местности дождевая вода может обеспечить все бытовые потребности, как это делается на большинстве австралийских ферм, в гораздо более сухом климате, чем наш.
Собственно сточные воды могут очищаться при пропускании их через систему хорошо спланированных посадок камыша.
Камыш и другие водные растения обладают способностью поглощать органические соединения, болезнетворные бактерии и даже такие химические загрязнители, как металлы.
Системы тростниковых заслонов применяются для контроля как бытовых, так и промышленных стоков.
Они занимают меньше места, чем обычные системы, и могут даже устанавливаться вертикально с помощью нескольких пластмассовых резервуаров, помещенных один на другой.
Если к перечисленным выше идеям питания, отопления и водоснабжения мы добавим продуктивное производство энергии, ее сохранение, а также вторичную переработку сырья, то получится почти полный комплекс условий для обеспечения нормальной жизни.
Это, вероятно, потребует больших усилий, чем может сделать один человек или одна семья, а отношение к этому местных властей и коммунальных хозяйств может колебаться в пределах от безразличного до враждебного.
Поэтому люди должны объединяться на местах и сформировывать свои организации, чтобы добиться успеха, и это уже делается в разных странах Европы, да и во всем мире.
Зепп Хольцер. Эдем на 45 Га
У Хольцера на высоте от 1.100 до 1.500 м над уровнем моря уже во всю цвели рододендроны, множество других цветов, плодовые кусты и деревья и это при среднегодовой температуре +4 по Цельсию. Всё это благодаря микроклимату, который он создал с помощью системы озёр, камней и высоких гряд, состоящих из стволов и веток деревьев, засыпанных землёй, вынутой из траншеи (шириной на ковш экскаватора, глубиной от 0,5 до 1 м, длина произвольная). Это, так называемые, тепловые ловушки.
1. Поэтому, первое и самое важное, что я вынесла из рассказа Хольцера, при восстановлении природного ландшафта, нужно обеспечить территорию открытым водоёмом. Он сказал, что вода есть везде, даже в пустыне, нужно только научиться её находить. Он поначалу приглашал специалистов-лозоходцев, а со временем овладел и сам этим умением.
2. Второе, оградить участок от выдувания ветром, путём создания живой изгороди и высоких гряд.
3. Третье, создать многообразие растительного (в том числе ядовитых растений) и животного мира. Он со всей округи стаскивал мешками на свой участок лесных муравьёв, т.к. считает их врачевателями леса.
Хольцер создаёт, как он выражается, "съедобные" леса, где в симбиозе растут плодовые деревья и кустарники с хвойными, лиственными и декоративными растениями. Он верит, что за такими лесами будущее планеты, т.к. кроме продуцирования воздуха, восстановления почвы, они смогут устранить проблему голода.
4. Четвёртое, чем больше по размеру участок, тем меньше работы. Хольцер может уже ничего не делать, а доходы от поместья будут расти самопроизвольно, так как природа щедра. Стоимость каждого растения, посаженного лет 10 назад, возросла в сотни (иногда и в тысячи) раз, к тому же, оно воспроизвело себя многократно без участия человека, увеличивая ежегодно его пассивный доход в нарастающей прогрессии.
5. Пятое, его девиз: "минимум работы, максимум эффекта". На сегодняшний день его поместье является самодостаточной, саморазвивающейся системой. Не могу без его согласия афишировать суммы его годовых доходов, но, поверьте, они внушительные, как и общая стоимость всей его усадьбы. Живёт он с продаж саженцев, семян растений, рыбы, раков, грибов, орехов, фруктов, ягод и овощей, сейчас это и семинары. Причём он не утруждает себя сбором урожая. Зато желающих собрать полезный, экологически чистый урожай достаточно, при этом заплатить за продукцию в 18 – 20 раз дороже, чем в обычной торговой сети.
6. Шестое, стараться максимально высаживать все растения семенами, предварительно создав им условия, приближённые к естественным: стратификация в морозильнике или снегу. Он так высадил у себя очень много деревьев, показывал шикарнейшую 15-летнюю пихту, выращенную из семечка. У него растёт кедровый лес (из кедров сибирских и какого-то другого вида кедров, у которых орешки намного крупнее). Я, кстати, подарила ему семенную кедровую шишку, чему он искренне обрадовался. Рассаду рекомендовал высаживать в бедную почву, ни в коем случае не в гумус, т.к. растения, выращенные в более благоприятных условиях в природную среду труднее адаптируются и болеют.
7. Седьмое, не обрезать плодовые деревья. Он считает, что это лишняя работа, а лишней работой он заниматься не любит. Кроме того, они привыкают к этой процедуре и становятся зависимыми от вмешательства человека, становятся слабыми и менее жизнеспособными. Обрезку он делает только в случае заболевания дерева.
8. Восьмое, не поливать деревья при пересадке, садить их в самую бедную почву и никаких удобрений. Хольцер использует интересный способ пересадки взрослых лиственных деревьев и кустарников: у выкопанного растения он заматывает мешковиной корни, увлажняет их, чтобы не пересыхали, их оставляет в тени, а крону помещает на солнце, когда дерево сбросит листву – оно готово к посадке. Приживаемость стопроцентная.
9. Девятое, максимально использовать способности животных в помощи по хозяйству. Так, он использует способность свиней перерывать землю для подготовки грядок к посадке, рассыпая на нужной ему территории их любимые горох и кукурузу.
10. Десятое, никого тупо не копировать, в том числе и его самого. Думать своей головой и наблюдать природу. Его слова: "Мой университет - природа". Весь его опыт взят из природы. Он частенько повторял: "Человек не может совершенствовать то, что и так совершенно, нужно просто учиться мудро управлять природой". Поэтому, когда у него возникает какая-либо проблема с растениями, животными, почвой, он входит в состояние этого существа, представляет себя им и прислушивается к своим чувствам, комфортно ли ему на этом месте, что докучает, чего не хватает, чего бы ему хотелось. И ответ приходит, и что очень важно – всегда правильный. А если диагноз поставлен правильно, то и лечение будет эффективным.
Ещё Хольцер убеждён, что каждый человек имеет право на участок земли, жизненного пространства и что, только живя в гармонии с природой, можно изменить мир к лучшему и решить все социальные проблемы нашего больного общества.
Сейчас его уже признали и в собственной стране и в других государствах. Его приглашают читать лекции во многих университетах. Научная элита Австрии объединилась вокруг идеи Хольцера и от его имени и на основании его интервью составила документ – обращение к правительствам стран мира и жителям нашей планеты с предложениями как преодолеть экологический и экономический кризис.
Хольцера приглашают в страны, где "благодаря" неразумной деятельности человека происходит деградация окружающей среды для её восстановления. В данный момент он принимает участие в 20-ти таких проектах. Всё это проекты социальные, зачастую он сам же их и финансирует и производит реставрацию деградированных территорий с помощью своих же саженцев и семян.
Он рассказывал об интересном социальном проекте, который он реализовал в городе Граце у себя на родине. Он создал небольшой пермакультурный сад в пансионате для инвалидов, которые передвигаются на колясках. Он помог сделать высокие гряды, чтобы инвалиды прямо на колясках могли бы за ними ухаживать, сеять и собирать урожай. Эффект от этого проекта оказался потрясающим. Кардинальным образом изменилось психологическое состояние людей, которые ощутили интерес к жизни, почувствовали свою значимость, самостоятельно обеспечивая себя продуктами питания и общаясь с живыми творениями Бога.
Много он рассказывал ещё о своих проектах, но об этом можно прочитать в его книге "Зепп Хольцер – аграрий-революционер".
А мы вернёмся к нашему семинару. Первый день вёл семинар полностью сам Зепп. На следующий день подключился его сын и преемник 27-летний Йозеф. Йозеф произвёл на нас очень хорошее впечатление, светлый и доброжелательный парень. Мы, по-моему, тоже ему понравились, так как проявили живой интерес к их семейному опыту и докапывались до всех мелочей, а он с большой охотой рассказывал во всех подробностях. И действительно люди в планировке и создании любого объекта своего поместья настолько грамотно всё продумывали, что подкопаться было не к чему. Главное, везде использовались подручные материалы с минимальными финансовыми и трудо-затратами.
Не могу не рассказать и о жене Хольцера Веронике. Мы её практически не видели. Зато вкусили плоды её невидимой деятельности. На обед она подавала нам шедевры кулинарного искусства – кексы из грубой муки собственного производства из, как они его называют, "русского злака". Что это такое, я до сих пор так и не поняла. Зепп объяснил, что это первородный злак то ли однозернятка, то ли двозернятка. По крайней мере, его семена есть в пакетике с семенной смесью, которые он раздал всем участникам семинара. Этот злак может быть многолетним, если его скашивать и не давать заколоситься, листья ничем не отличаются от обычной травы. Посею, разведу у себя на участке, потом буду делиться с другими людьми.
Признаюсь, несмотря на то, что я сейчас сыроедка, не отказала себе в удовольствии отведать приготовленные Врони кулинарные изыски… Таки подтверждаю, что было, ну очччень вкусно! Ещё нас угощали домашним ароматнейшим чаем из альпийских трав, ликёром из белой бузины, а на второй день совершенно потрясающего вкуса яблочным квасом, приготовленным без сахара. Кстати, к чаю подавали на выбор сахар белый и коричневый, неочищенный. Нужно отметить, что в гостинице тоже. Ну, я решила тоже отличиться, и в благодарность за труды хозяйки решила облегчить ей труд по уборке помещения после обеда – сподвигла людей и сама перемыла посуду и прибрала столы от крошек, чем вызвала немалое, но приятное удивление Вероники.
Время неумолимо, и наше пребывание в альпийском Эдеме подходило к концу. В этот день было солнечно, мы пригрелись среди здорового буйства альпийской природы, опьянённые живым, наполненным ароматами цветов и хвои горным воздухом, очарованные гостеприимством и доброжелательством хозяев. И не хотелось никуда отсюда уходить, хотелось продолжить радость общения с единомышленниками до бесконечности.
Но, миг расставания всё же наступил. Молодому Хольцеру были подарены плоскорезы Фокина, контрабандно провезенные через границу Юрой Гончаруком (Киев) и Димой Пелых (Херсон – организатор поездки). Был проведён мастер-класс по работе с плоскорезом. Потом было много фотографий с Йозефом, автографы автора книг, обмен визитками и адресами с другими участниками семинара. Мы бы, наверное, сидели до ночи, если бы Зеппу не нужно было ехать завтра на очередную лекцию в какой-то университет. Неизбежно пришлось прощаться. Взаимнодовольными расстались и хозяева, и гости.
В этот вечер в отеле к нам подошла женщина из немецкой группы. Оказалось, что она анастасиевка, занимается в Берлине внедрением ЭМ-технологий. И снова буря восторгов и эмоций, обмен адресами! Оказалось, что у Хольцера за всё время проведения им семинаров, побывало уже 170 тысяч немцев.
Не могу не рассказать и о семье издателей книги Хольцера и переводчиков её на русский язык. Это русские немцы Эдуард и Анжелика Шек и четверо их детей. Эдуард же был переводчиком и на нашем семинаре. Семья очень интересная. Ребята – сторонники идеи создания экопоселений. Они в Германии купили участок земли для родового поместья пока 50 соток, но планируют расширяться, как минимум до гектара. С Хольцером они знакомы уже давно, именно они первыми привезли в Россию и перевели на русский язык фильм "Пермакультура в Альпах". Методы пермакультуры они применяют и на своём участке. Сейчас копают озеро. Анжелика поделилась с нами некоторым своим опытом умного земледелия.
Так, например, картошку она садит следующим образом: поскольку при рытье озера образовывается много земли, Анжелика кладёт картошку прямо на примятую траву и засыпает её ведром земли. На эту же горку по кругу высаживает кустов пять клубники, по центру можно также воткнуть пару зёрен кукурузы. Картошка, когда созреет, выбирается, а клубничка продолжает расти дальше.