МИЛОНЕЖКА - СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ ВЕДИЧЕСКОЙ РУСИ

ЛЕГЕНДА О ХРАМЕ СВАРОГА

По рассказам ведуна Смирнова Виктора Аполлоновича

     Когда-то недалеко от Смоленска в верховьях реки Сож на высоком холме среди дубовой рощи стоял храм Сварога. Это было четырёхугольное строение из рубленых бревен священного  дерева богов - дуба. Само святилище было двухэтажным, его украшала пирамидальная крыша, а по краям - четыре угловые маленькие пирамидки, и на каждой из них была маковка. Эти золотые маковки были символом огня и были изображены в виде двойной свастики. Внутри на первом этаже храма была библиотека, а на втором, под куполом, стояла пятиметровая позолоченная статуя самого Сварога. На голове его был золоченый шлем, на шишаке которого сидел орёл - символ неотвратимой яростной победы. Тело его было покрыто кольчугой с булатными золотой чеканки налокотниками, а поверх неё был чешуйчатый панцирь, в центре которого на стальном зерцале отливала  двойная свастика. На ногах кумира были кольчужные штаны с позолоченными наколенниками и сапоги с золотой насечкой.
     Так стоял кумир в  воинских доспехах. В его правой руке был остро оточенный огромный булатный меч, а на согнутой левой руке стояла статуэтка. Серебряная красавица с золотыми косами в жемчужном кокошнике и в вышитом русском льняном сарафане. Она улыбалась и протягивала руки к парящему под куполом крылатому духу Великого Рода. Это было олицетворение милой и прекрасной Руси.
     Таким был храм до последнего его дня, пока не произошли трагические события.
     После погромов в Смоленске наёмное христианское войско Владимира Солнышка подошло к храму Сварога. Это была двадцатитысячная армия, состоящая в основном из датчан, шведов, моравов и поляков. Во главе её был воевода Путята, который знал, что храмовый комплекс защищают не более трехсот воинов-смертников, но каждый стоил десяти из его армии. Это его не смущало, он видел численный перевес и надеялся на хорошее вооружение своих воинов.
     Подойдя к храму, Путята потребовал от жрецов и витязей, «хранителей бога», открыть ворота их деревянной крепости, но ему ответили отказом. И тогда воевода решил взять храм силой и велел штурмовать святилище.
     Каково же было его удивление, когда на стенах храма он увидел не триста воинов, как ожидал, а более тысячи. По перьям и флажкам на шпилях боевых стальных шлемов Путята определил воинов из залитых кровью непокорных городов: Киева, Полоцка, Смоленска, Новгорода и других, где уже побывал равноапостольный князь Владимир.
     Двинул свое войско  воевода. Полетели стрелы из храма, и каждая  из них попадала в цель. Сотни приставных лестниц были сброшены со стен крепости, сотни воинов падали вниз в глубокий ров. И ни один защитник храма не дрогнул перед огромной армией. Тяжёлым тараном били ворота храма, но крепки были запоры. Ощетинившимися копьями пытались достать рыцари лёгких и подвижных воинов. Но те уворачивались и ударами своих булатных мечей пробивали их тяжёлые доспехи. Секирами и топорами пробивались шлемы нападавших. Кони падали от усталости, не выдерживая нагрузки, а армия всё  продолжала наступать. Так штурм длился трое суток, и никто не знал отдыха.
     К вечеру третьего дня осаждающие увидели, как на стены крепости взошли сами волхвы в белых чистых праздничных одеждах, сжимающих рукояти мечей и секир, а также детей и женщин с оружием в руках.
     Вздрогнули христиане от увиденного, поняли, что эти «язычники» идут на смерть как на праздник. И тогда Путята приостановил штурм, обратился к верховному жрецу Сварога - Добросвету.
     Он предложил ему выдать всех кумиров из храма, в том числе и облаченного в воинскую справу статую самого Сварога, а также книги и венчающие храм золотые свастики, чтобы сжечь их. Особенно он требовал серебряное изображением молодой красавицы Руси, над которой он хотел в отдельности надругаться. Под пение христианских молитв снять с неё одежды с солнечной символикой и потом её, обнажённую и беззащитную, переплавить на серебряные гривны - символ новой христианской Руси. За   такое повиновение и пособничество княжеский воевода  пообещал защитникам храма простить все убийства христианских воинов и сохранить жизнь и свободу.
     Молча выслушали его предложение волхвы и витязи. Посмотрели сурово на своих врагов и предложили: чтобы сначала христиане позволили уйти из крепости всем женщинам и детям. Согласился  на такое условие Путята. И тогда опустились со стен по лестницам дети и беременные женщины. И как только они скрылись в дубраве, раскрылись ворота крепости. И из них в центр христианского войска ударил закованный в непроницаемую сталь прикрытый синими щитами ощетинившийся копьями и поющий гимн Сварогу-победителю воинский клин. Возглавлял это войско сам Добросвет, молниеносно работая двумя мечами, он шёл, рассекая шеренги христианской армии.
     Вечернее солнце закатилось за тёмную грозовую тучу. И как только   стемнело, неожиданно все семь строений святилища во главе с храмом вспыхнули пламенем, загорелись и башни огораживающей крепости. Загремел гром, посыпались молнии, поднялся сильный ветер, который раздувал огонь и поднимал его к небу. И при этом свете, свете горящего храма, в лагере христиан кипела страшная и жестокая битва. Наемники князя, и датчане, и моравы, и шведы, от вида такой природной стихии пришли в ужас. Многие, бросив оружие, несмотря на своих командиров, бросились к дубраве, но оттуда им навстречу вышли волки, медведи и рыси. Эти разъярённые звери уничтожали всех, кто пытался бежать, чтобы спастись в лесу. Эта битва длилась всю ночь.
     К утру христианское войско перестало существовать. Тогда уцелевшие защитники, перевязав и напоив раненых, во главе с волхвами и Добросветом отправились на руины храма-крепости. Измученные, окровавленные воины, сняв шлемы и опираясь на  мечи, поднялись на место, где ещё недавно стоял  величественный храм Сварога - повелителя небесного огня. И подойдя к пепелищу, они не поверили своим глазам. На них в задымлённой закованной броне, бережно держа в руке красавицу Русь, смотрела статуя самого Сварога.
     Подойдя к потускневшему, но невредимому кумиру бога, верховный жрец Добросвет низко ему поклонился и, повернувшись к остолбеневшим от изумления воинам и жрецам, сказал:
     - Посмотрите, братья, вот она - судьба милой нашему сердцу Руси. Это великое знамение. Смотрите и запомните его на веки вечные. И пусть ваши дети расскажут своим детям, что видели их отцы-воители, а их дети своим внукам. И пусть это передается тысячи лет! В пламене будущих времен сам Сварог понесет Святую Русь, защищая её и храня! И его меч отведёт оружие тёмных сил! После победы светлых сил над тёмными Русь вступит в век справедливости и будет идти под защитой самого Сварога и на его могучих руках!
     И когда жрец закончил свою речь, над развалинами храма разнеслось  по всей округе громко и грозно:
     - Слава Сварогу! Слава! Слава! Слава!
     После этого воины и волхвы бережно спустили кумира на землю, сняли с него боевые доспехи и надели походное платье. Затем положили на бричку, а рядом со статуей чудом уцелевшую красавицу Русь. Собрав всех раненых и оказав им помощь, воины с почётом проводили погибших защитников храма, предав их огню.
     Снарядив всех людей, забрав из подземелий священные книги, волхвы , возглавив поход, покинули землю кривичей навсегда.
     Они ушли на север европейской Руси, где в одном из схронов спрятали две статуи. Одна - вырезанная из морёного дуба, огромная и могучая, принадлежит богу Сварогу. Рядом с ней лежит вооружение, погружённое в масло. А вторая - закутанная в окровавленный воинский плащ и ждущая своего часа - серебряная с золотыми косами статуэтка, символизирующая многостра­дальную, но непокорённую Русь. Пока она на  нашей земле и хранится русским народом, нет таких сил, которые бы смогли её уничтожить.
     И сейчас как отголосок тех далеких и грозных событий на земле бывшего Великого Новгорода бытует поверье. Когда-нибудь разверзнется земля и из неё навстречу солнцу и свету выйдет сам Сварог, могучий огненный бог, а на своей ладони выше небес поднимет он златовласую Русь, и воцарится на земле русской, да и всех других землях, божественная справедливость.

ЛЕГЕНДА О РУЕВИТЕ

     В XII веке пришли 17-тысячным христианским войском на русский остров Руян датчане и немцы, которые решили завоевать великую столицу острова Коренице. Немного защитников у города было против этой армии - всего около пятисот обученных ратников, а всё остальное  было  просто население. Но все люди маленькой столицы взялись за оружие и поднялись на стены города в числе триста ритариев, хранителей храма Руевита, каждый из них стоил сотни мощных рыцарей вражеского воинства. Много дней осаждался город. Стрелы летели со стен града, от них гибли люди и кони, сотни тевтонов, падая со стен, погибали в оборонительном рву крепости, защитники оборонялись стойко. Днём и ночью шли бои и били тараны по створам ворот до тех пор, пока после многодневного штурма не ворвались враги в город. Но и тогда не только мужчины, но и старики, и женщины, и дети сражались на стенах и улицах града. Никто не бросился сдаваться, все вместе единой силой противостояли они датчанам и немцам. Но когда загорелась большая часть города, защитники святилища, триста «бессмертных ритариев», укрыли беременных женщин, маленьких детей и своих раненых в храме Руевита, а сами приготовились со своими копьями, мечами и секирами встретить армию Вольдемара I. Началась новая осада. Лучших рыцарей потерял датский король перед храмом и был  вынужден применить против руян огненную  и камнемётную технику. Только после того, как огнём и камнями были повержены последние защитники  храма, удалось христианам ворваться в святилище и добить в нём женщин, детей, стариков и раненых.
     Но поединок между тьмою и светом был ещё не окончен: в храме под красным полотнищем шатра перед завоевателями стоял во всем своём величии Руевит - бог неотвратимой военной русской победы. С ненавистью  и страхом рассматривали исполина ворвавшиеся в его храм рыцари.
     Им  казалось, что глаза бога, глаза всех его семи голов, глядят на них с осуждением и злобой.
     В храм срочно был призван епископ. С помощью его молитв и благословения страх у христиан перед статуей рассеялся, и они снова принялись грабить святилище на глазах у бога. Шесть великолепных остро отточенных булатных мечей, которые висели на поясе у кумира, тут же оказались в руках у грабителей. Остался у статуи последний меч - седьмой. Деревянная рука бога крепко сжимала его эфес. И никому из датчан или немцев не удавалось вырвать меч у исполина. Христиане стали нервничать и злиться, кто-то, не выдержав, схватился за секиру, чтобы отрубить дубовую кисть руки, которая держала рукоять драгоценного оружия. Но этот порыв остановил подошедший на крики епископ. Он протянул руку и успокоил рыцарей. Достав откуда-то славянский свиток, он рассказал содержимое текста, в котором описывалось, что седьмой меч Руевита содержит в себе знамение не только для руян, но и для всего русского рода и племени.
     «Этот меч, - говорил епископ, - можно вынуть из руки статуи только без помощи топора или какого-то другого инструмента. Его надо освободить только руками, и пусть самые сильные воины попробуют это сделать. Если с помощью благословения или молитвы какому-нибудь могучему датчанину или немцу удастся силою своих рук заполучить магический меч, то можно считать, что со всем русским народом, со многими славянскими племенами будет покончено. Мы завоюем славян и уничтожим их как народ, а захваченные земли и богатства достанутся нам, победителям, прежде всего христианам-католикам».
     Объяснив рыцарям, как надо освобождать из дубовой руки Руевита меч, епископ приказал явиться всем желающим, которые не боятся испытать на языческом боге свою силу. Вскоре перед кумиром русского бога победы собралась порядочная толпа. Епископ лично благословлял каждого желающего заняться мечом, обязательно читал при этом молитву и давал рекомендации. Но всё было тщетно, человеческих сил не хватало. Волшебный меч оставался в руке Руевита. В бесполезной попытке отобрать оружие у русского бога прошло несколько часов. Христиане были в отчаянии. Не помогали ни усердные молитвы, ни благословения епископа.
     И как только заходящее солнце коснулось горизонта, статуя славянского бога победы вспыхнула. Мгновенно от основания до стольных шишаков семи шлемов она покрылась ярким прозрачным пламенем и, не выпуская своего меча, вскоре превратилась в пепел.
     Христиане поняли: непобеждённый Руевит ушёл в свой огненный Ирий. Небесный огонь забрал кумира и навсегда сохранил непобедимую мощь русского народа, которую теперь ни одна сила не сможет уничтожить.

ЛЕГЕНДА О БЕЛОЗЁРСКОМ МЕДВЕЖЬЕМ КНЯЗЕ

     Когда-то храмы Велеса стояли во всех русских городах, потому что мудрость на Руси ценилась не меньше любви и выше любой власти. Но главное святилище бога творческой энергии и мудрости, по традиции, находилось в глухом и непроходимом лесу на берегу озера Белое.
     До сих пор существует легенда о том, что вблизи этого большого водоема в некогда окружавших его дремучих лесах жил князь всех медведей. Этот хозяин леса был огромного роста, с густой белой, как снег, шерстью.
     Однажды приехал охотиться на этого медведя сам князь Владимир Киевский. Ходили слухи, будто он своей булатной рогатиной заколол многих белозёрских косолапых. Слава о его подвигах летела по всем городам.
     Собрав  дружину своих лучших воинов, двинулся князь рыскать по чащобам. И вдруг навстречу киевскому государю, ступая по лесу, вышел во   всём своём величии сам белый медвежий князь. Он был огромен, как тур, и так силён, что ему была не страшна ни рогатина Владимира, ни любое другое оружие. Увидев косолапого, бросилась на белого медведя-исполина вся княжеская дружина, окружила его. Тогда встал во весь рост князь белый. Воины шли в бой, ощетинившись копьями, рогатинами, мечами и   секирами, но огромный зверь своими мощными лапами в один миг перебил и разорвал всех богатырей. И когда добил последнего, бросился на убегающего от  него князя. И конец пришёл бы Владимиру, если бы не взмолился он к богу Велесу. Тогда справедливый и благодушный белый князь отпустил государя Киевского. Но, отпуская, обратился к нему человеческим голосом:
     - Поклянись мне, Владимир, что никто и никогда из князей не будет охотиться ни на  медведей, ни на лосей и ни на любую другую дичь у священного озера. Лишь одно я разрешаю: пусть простые люди из народа занимаются охотой у озера, потому что они будут добывать зверей от нужды, а не в поисках славы и от жадности, как это делаете вы - бояре и князья! Нет вам сюда дороги, а кто посмеет сюда явиться, здесь и останется, таков приказ того бога, которому ты сейчас молился.
     Дал клятву медвежьему князю, не понимая, что в его образе стоит сам бог Велес, Владимир Стольнокиевский и ускакал из тех мест ни с чем восвояси. Горько было гордому князю Владимиру давать слово покорности зверю дикому, медведю лохматому, да ничего не поделаешь, пришлось смириться.
     Но по дороге домой ненависть и жажда мести сделали своё дело. Обдумал князь Владимир, как уничтожить хозяина леса и, приехав в Киев, снова стал собирать к себе на службу новых могучих богатырей, чтобы опять отправиться с ними на священное озеро и наказать за строптивый нрав того, кто взял с него клятву.
     И пока собиралась новая дружина, в одну из ночей в своём любимом образе пришёл Велес к князю Владимиру. Он задушил своими лапами вероломного князя в его же постели. И ничего не могли поделать с ним княжьи витязи. Превратил белый медведь храбрых воинов своим взглядом в столбы дубовые, а сам преспокойно ушёл на охраняемое им озеро, и никто ему в дороге дальней не препятствовал. А в честь медведя белого - князя медвежьего - назвали люди священное озеро Белым. И до сих пор в лунные ночи можно увидеть на его берегах идущего дозором в образе исполинского белого медведя самого бога Велеса.

Стр 1  Стр 2  Стр 3  Стр 4  Стр 6  Стр 7