XII ПАНДИДО ХАМБО ЛАМА ДАШИ-ДОРЖО ЭТИГЭЛОВ
11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с телом Даши-Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.), тело которого в течение 75 лет захоронения не подверглось никакому тлению.
БУДДИЗМ. ПОСЛАНИЕ ХАМБО ЛАМЫ
11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с телом Даши-Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.), тело которого в течение 75 лет захоронения не подверглось никакому тлению.
Тело было изъято из "бумхана" — места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн ("Синее Сердце" — бур.) в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Спустя 75 лет с момента помещения тела Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии — в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, совершил чудо.
Внешне тело ламы ничем не напоминало умершего человека. Как заявила руководитель проекта по изучению феномена Итигилова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, "его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание".
В 2006 году российские учёные привезли из Бурятии в Москву для исследования частички его тела. И теперь в смятении вынуждены признать, что тело буддийского ламы до сих пор живо.
Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает досточтимый Гэлэк-Балбар лама. Со времён учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тел Учителей, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить своё нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о великой силе Учения Будды.
Сугунды от 23 апреля 2003 года установило в качестве одной из буддийских святынь России Драгоценное Тело Пандито Хамбо Ламы Д-Д.Итигэлова.
Нахождение нетленного тела Хамбо Ламы Итигэлова является гарантией духовной составляющей национальной безопасности России. Это достояние нашего народа и мирового сообщества, — так объясняет значение "сибирского чуда" вице-адмирал В. Ф. Дорогин, депутат Государственной думы РФ.
Решением Центрального духовного управления Сангхи России весной 2003 года в Иволгинском дацане (Республика Бурятия) началось возведение храма-дворца Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова "Этигэл Хамбын ордон". Согласно проекту, в этом храме-дворце будет явлено Драгоценное Нетленное Тело Учителя, статуи Будд, выполненные искусными руками бурятских мастеров прошлых веков.
Сегодня Драгоценное Нетленное Тело Даши Доржо Итигэлова находится на верхних этажах главного дугана Иволгинского дацана, и множество верующих имеют возможности поклониться этой святыне.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Перерожденец I Пандидо Хамба ламы Дамба-Доржа Заяева, первого главы буддийской церкви России — XII Пандидо Хамба лама Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, он около пяти лет пас овец у Батобазаровых Ринчина и Надмит в местности Ошор Булак. С детства отличался целеустремленным и независимым характером.
В детстве Дамба-Даржа Заяев часто говорил своим родителям, что поедет учиться в Тибет. Когда ему не верили (в те годы еще мало кто знал про Тибет), он обижался и убегал в степь. Родители, чтобы успокоить его, говорили: да-да, ты поедешь в Тибет. В 1725 году он принял в Тибете обеты гэцула и гэлуна от Далай ламы и Панчен богдо.
В 15 лет тайком добрался до Ачинского дацана (совр. Хоринский район РБ), находящегося в трехстах километрах от его родных мест, и двадцать с лишним лет постигал здесь учение Будды. Успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился как ученый монах.
В последущие годы он совершенствует полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.
В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где начал преподавать буддийскую философию (чойра) хуваракам, одновременно исполнял обязанности гэсхы-ламы Согшон дацана и был зачислен в штатные ламы.
В 1904 году он был назначен ширетуем (настоятелем) Янгажинского дацана. Находясь на этой должности был инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Ширетуй Даши-Доржо Этигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения.
Он приложил большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.
Весной 1911 года в Резиденции Хамбо ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов был избран XII Пандито Хамба ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.
В феврале 1913 года он был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи — г. Санкт-Петербург. Делегация во главе с XII Пандито Хамба ламой Даши-Доржи Этигэловым была тепло встречена в департаменте по религиозным делам министерства внутренних дел.
Семьдесят пять и двенадцать - знаковые числа в биографии Хамбо ламы Этигэлова. Перерожденец Первого Хамбо ламы Заяева, прожившего 75 лет, Даша-Доржо Этигэлов родился еще через 75 лет после его ухода и стал XII Хамбо ламой. Он также прожил 75 лет, а еще через 75, при XXIV Хамбо даме Дамбе Аюшееве, вечное тело Хамбо ламы Этигэлова было извлечено из земли.
21 февраля Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзэчойнэй». На молебне присутствовали известный русский путешественник, исследователь Центральной Азии П.К. Козлов с женой, посол Монголии Ханда-Доржо, калмыцкий князь Тундутов-младший, известные бурятские ученые Базар Барадин, Цыбен Жам-сарано и другие.
22 февраля Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых в резиденции царя Николая II. От имени всех бурят, духовных и светских, он произнес поздравительную речь. 19 марта Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов, ширетуй Цугольского дацана, Бадмаев Гатап, Гомбо и Сокто Бадмажаповы были на личной аудиенции у императора.
После начала Первой мировой войны, по инициативе Д-Д. Этигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей.
В 1915 году Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к пасхе на действующий фронт и в госпиталя. Кроме того, в прифронтовые госпиталя были направлены эмчиламы во главе с Кенсур Хамба ламой Ч. Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, также семьям раненых и павших, Д. Этигэлов в 1916 году награжден орденом Святой Анны II степени.
Однажды, во время Первой мировой войны, Хамбо лама Этигэлов вместе с другими ламами был приглашен на поклонение горе Бурин-Хан.
Прибыв на место поклонения, Хамбо-лама вокруг горы насчитал 108 бараньих голов, принесенных в жертву.
«Какая жестокая эта гора, прерывает жизнь ста восьми живых существ. Если она хочет есть голову, то на, возьми, ешь мою» («Ямар хатуу хада уула гээшэб, 108 амитанай ами тапалха. Тархи эдихэ гээ haa, маа минии тархи эди»), - и с этими словами он распинал бараньи головы, принесенные в жертву. Ламы, уже приготовившиеся читать молитвы, были потрясены увиденным. Но с тех пор этой горе преподносили только белую, молочную, пищу.
Он был избран Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане, резиденции Хамбо ламы. Вскоре после указанного сьезда, в связи с болезнью, Этигэлов сложил с себя полномочия Пандидо Хамба ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
Однажды на барисане Даша-Доржо Этигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции в 1921 году. Обрадовавшись неожиданной встрече, они решили здесь передохнуть. Вдвоем соорудили небольшой шалаш, разожгли костер, сварили чай и стали вести неторопливую беседу.
Перед тем как проститься, Этигелов сказал А.Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки — в живых они Вас не оставят».
Агван Доржиев, веривший в то, что буддийская религия может мирно ужиться с советской властью, с недоверием отнесся к предостережению Этигэлова и в ответ спросил: «А Вы почему не уезжаете за границу?» Этигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».
В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходили собрания по созданию аймачного революционного комитета общественной безопасности, к которому должна была перейти вся полнота власти в Селенгинском аймаке. Станичный атаман Д. Абидуев, подговорив вернувшихся с войны фронтовиков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет. По случаю разгона комитета устроили на территории дацана пьянку.
Пандидо Хамбо лама Этигэлов в это время возвращался из Верхнеудинска. Возле озера Сагаан Hyp (оз. Сульфатное) услышав об этих безобразиях, разгневался, и, погоняя коня, помчался в дацан.
Проскочив озеро Сагаан Hyp, как по мощенной дороге, прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассек водную гладь и по сухому дну помчался напрямик к дацану. Когда он выскочил на берег, вода сомкнулась за ним. Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в ограде дацана людей и очистили оскверненную территорию дацана. Оставшиеся люди в страхе разбежались, увидев Хамбо ламу.
XII Пандито Хамба лама Даши-Доржо Этигэлов — как практик высочайшего уровня, на основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.
В тревоге за будущее Этигэлэй Хамба оставил послание своему народу.
15 июня 1927 года XII Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов в состоянии медитации ушел в Нирвану.
Перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации, он ушёл.
Перед этим он завещал своим ученикам: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет».
Согласно его завещанию в 1955 году XVII Пандидо Хамба лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандидо Хамба ламы Даша-Доржо Этигэлова. Убедившись в неизменности состояния его, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.
В 1973 году XIX Пандидо Хамба лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамба ламу Даша-Доржо Этигэлова и убедились в сохранности тела.
7 сентября 2002 года восьмидесятивосьмилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо ламе Д.Аюшееву местонахождение Пандидо Хамбо ламы XII Даша-Доржо Этигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.
В детстве, когда сирота Этигэлов пас чужих овец, грея босые ноги в теплых коровьих лепешках, он говорил хозяйке, что станет Хамбо ламой. Хозяйка его отругала: "Как ты можешь стать Хамбо ламой, такой оборванец? Тебе-то я никогда не поклонюсь". Через много лет она, уже состарившаяся, пришла к Хамбе Этигэлову за благословлением...
10 сентября 2002 года XXIV Пандидо Хамба лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандидо Хамба ламой Даша-Доржо Этигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.