НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
ВЯТКА - КИРОВ
http://www.nhpko.ru/
http://www.artorbita.ru/
ВЯТСКИЕ ШАХМАТЫ
БРЭНД "ОРЛОВСКИЕ ШАХМАТЫ"
В советское время выпускали Орловские шахматы большими партиями на Халтуринской фабрике культтоваров.
Шахматы пользовались в то время невероятным спросом, их покупали в России, бывших союзных республиках и даже за рубежом!
ВЯТСКАЯ ДОМРА
БРЭНД "ВЯТСКАЯ ДОМРА"
Домра – инструмент русский, если хотите – древнерусский.
Инструмент исконно народный, скомороший, во времена Рюриковичей очень и очень популярный. На домрах играли всегда и везде: в деревнях, на базарных площадях, в боярских теремах и царских палатах.
Пожалуй, пик популярности инструмента приходится на 16 век, век Ивана Грозного.
К этому времени было отлично налажено цеховое производство домр, продавались они на всех базарах и ярмарках. В Москве, например, существовал целый «домерный ряд», где закупали инструменты для царского двора.
Была создана Государева Потешная палата. В ней находился целый штат высококвалифицированных музыкантов, которых называли «домрачеями» и «гусельниками». Их игру очень любил Иван Грозный. По свидетельству ряда источников, он с упоением слушал выступления этих людей и даже плясал под их музыку. А почему бы нет, царь – тоже человек.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий её насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого её расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Знаменитая во всём мире дымковская игрушка впервые появилась на свет в слободе Дымково, которая расположена в заречной части города Кирова. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера перемешивали и получался прекрасный материал для изготовления дымковской игрушки.
СУНСКАЯ ИГРУШКА
Помимо знаменитой дымковской игрушки сохранились сведения ещё об одном центре глиняных игрушек - деревне Казённой Сунского района Кировской области. Знаток Вятских промыслов, художник Алексей Иванович Деньшин в своей рукописи "Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области в прошлом и настоящем" называет имя Н.С.Калининой - "старушки, производящей в 1930-1940 годах чернолаковые глиняные свистульки."
Небольшие коллекции этих игрушек или дудок, сохранились в фондах кировских художественного и краеведческого музеев. Эти маленькие свистульки в виде всадников, коней, собак, птиц схожи по тематике с дымковской игрушкой. Но яркая роспись клеевыми красками, частично напоминающая орнамент знаменитой "дымки" выполнена по слою чёрного блестящего лака. Этот фон получался после вторичного обжига игрушки, покрытой варом-смолой. Эти свистульки продолжали делать до 1970 годов.
ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ
Лозоплетение - изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др. Часто материалом для плетения служит ивовый прут.
Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX в. В 1893 г. в Вятке открыта корзиночная мастерская. В 1909 г. на Международной выставке изделия Вятской корзиночной (плетюшечной) мастерской отмечены Большой серебряной медалью. Традиции плетюшечного промысла продолжает предприятие «Азимут» (г. Кирово-Чепецк).
Плетение из лозы как промысел появилось в России сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Это было своеобразное веяние европейской моды на плетеные изделия, в том числе и мебель.
ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА
Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века. Первое упоминание о вятской матрешке: «Матрешки деревянные раскрашенные и выжженные…» – содержится в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства. Игрушечно-художественный товар» за 1924 год.
В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, датируемая началом века. В числе деталей её росписи красная юбка, синяя кофта, зелёная косынка.
Лицо её было изображено круглым, с маленькими глазками, маленькими губками без улыбки, с небольшим румянцем.
ВЯТСКИЙ ТКАЦКИЙ ПРОМЫСЕЛ
Особое место у вятского народа занимало ткачество.
В рамках традиционной культуры текстиль стал важной частью образа жизни, повседневного и праздничного быта вятичей.
Среди женских ремесел, традиционно бытовавших на Вятской земле, особое место занимают ручное ткачество и льнопрядение – последнее как источник получения сырья для ткачества.
ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛЫКА
Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие её сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ
Изготовлением изделий из бересты занимались во многих губерниях России.
Лапти, плетёнки, короба, корзины, шкатулки, чемоданы, детские игрушки, рамки для картин – всё это плели из бересты.
И всё-таки для Вятской губернии плетение из этого природного материала сравнительно новый промысел, он возник лишь в конце XIX века.
До этого времени вятские кустари делали из бересты только простые бураки да трости.
ВЯТСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в её основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объёмная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
ВЯТСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
Искусство росписи по дереву имеет свои особенности и характерные черты во многих регионах России. Существовала своя особая роспись и на Вятке, её элементами наши предки украшали предметы домашнего обихода – образцы вятской росписи сохранились на прялках, досках, сундуках, бураках и на другой деревянной утвари. Сегодня эти предметы можно увидеть в постоянной экспозиции Кировского областного краеведческого музея.
Вятская роспись очень символична. Рисунки наносились с учётом смысла изображаемого. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости; круг олицетворяет солнце; изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников.
ВЯТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Обработка металла была самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне Древней Руси. Уже в те времена были известны почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литьё, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в то время достигло ювелирное искусство.
Художественная ручная ковка и литейное дело на Вятской земле имеют глубокие исторические корни. Кованые элементы – кольцевые ручки для ворот, защёлки, петли – используются вятчанами при строительстве домов уже в начале XVII века. Позднее работа кузнеца стала играть большую роль в формировании архитектурного ансамбля православного храма. Кузнецы ковали накупольные кресты, решетки на окна, ажурные ограды, намогильные кресты.
В конце XVIII века в Вятской губернии работало 16 чугуноплавильных и железодетальных заводов (Залазнинский, Климовский, Песковский), на которых отливали плиты для пола, лестничные марши и другие изделия. Эти предприятия поставляли кузнецам широкий ассортимент проката, сырья для работы. Изделия из кованого металла были дешевле, чем чугунные заводского производства. Кузнец совмещал в себе проектировщика, технолога и исполнителя. Наибольшее количество кузниц было в Вятке и Сарапульском уезде.
ВЯТСКАЯ ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ
Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетёных изделий использовались на Вятке ещё в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приёма «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в неё. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.
Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приёмов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.
ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ
Наиболее подходящей соломкой для плетения различных изделий была ржаная соломка, которая отличалась наличием ровного стебля с длинными междоузлиями и небольшим уменьшением толщины стебля по всей длине.
Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.
У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-жёлтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, её используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.
ВЯТСКИЙ ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Образованием гончарного промысла на Вятской земле можно считать XII - начало XIV в.в., когда русское население принесло сюда навыки работы на тяжёлом гончарном круге. Сложились и две основные формы изделий – горшки и чашки с линейным и ленточным орнаментами разного размера. Керамика XIX-ХХ в.в. сохранила черты прошлого времени. Посуда изготовлялась четырех видов: чёрная, лаковая (глазурованная и муравлёная), обварная. В 1990-х г.г. старинный вятский промысел начал обретать новую жизнь. Подвижником стала компания «Комтех» (п. Просница Кирово-Чепецкий район).
Гончарное искусство впервые появилось на Вятской земле с приходом древних русичей, которые на рубеже XII-XIII веков познакомили местных жителей с навыками работы на гончарном круге.
Первая глиняная посуда не отличалась разнообразием, в основном гончары изготавливали горшки да чаши небольших размеров с линейным и ленточным орнаментами.
ВЯТСКИЙ КАПОКОРЕШКОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ
На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и неудивительно, что именно они положили начало единственному в своём роде капокорешковому промыслу.
Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.
Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе. Кап хорошо поддаётся обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка.
Первое упоминание в литературе о каповом производстве на Вятке относится к началу XVIII века. Известный русский историк Василий Татищев в книге «Предложение о сочинении истории и георафии России» пишет, что «в Вятке вырабатывается каповая посуда».
ВЯТСКИЙ БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ (БЕРЕСТА)
Берестяной промысел известен на территории нашей страны ещё с Новгородской Руси. С тех самых пор большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах пользовался берестяной бурак. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов.
Мастера украшали бураки прорезным узором, тиснением или росписью. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, жёлтый, зелёный тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья и прочие композиции, в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди бураков с иными широко известными разновидностями русской бурачной росписи.
Изготавливали бураки двумя способами – выворотным и сшивным.
ВЯТСКИЙ ТОКАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства. С появлением самопрялок во второй половине XIX века токари переключились на выработку игрушек.
Главным сырьем для игрушечников была липа – из неё делали разъёмные игрушки – шары, яйца, чашки, матрешки.
Осину, берёзу, клён, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики. В это время в Вятском уезде в промысле было занято около 1000 семей. Это подтверждают прейскуранты Вятского кустарного склада.
Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.
Для производства токарного изделия требовалось осуществить несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер. После заготовки дерева (болванок) к её наружной обрезке приступал «болваночник». Тесальщик долбил болванку, а затем токарь выделывал форму изделия на станке.
ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОСНОВОГО КОРНЯ
Плетение является одним из наиболее древних русских ремёсел.
Самобытный вятский промысел – плетение из соснового корня известен с конца XIX века. Центром промысла было село Бобино с примыкавшими к нему селениями. Причиной тому служили два фактора – наличие необходимого материала в Бобинском бору и близость центра сбыта – города Вятки. На других же территориях Вятского края промысел развития не получил, так и оставшись малоизвестным.
В 1890 году газета «Вятские губернские ведомости» так писала о современном состоянии промысла: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетёных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу.
ВЯТСКОЕ-КУКАРСКОЕ КРУЖЕВО - Г. СОВЕТСК
Кружево до сих пор часто называют «кукарским», это производное от слободы Кукарки, ныне г. Советска Кировской области. В 1840-е гг. сюда попало сцепное кружево из Великого Устюга, то есть вологодское. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки.
Вятское кружево было известно не только в России, продавалось даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок – елецкому.
Кукарское кружево является на сегодняшний день одним из самых громких брэндов Кировской области.
По сей день является загадкой, откуда пришло на Вятскую землю искусство кружевоплетения.
ВЯТСКИЙ ВЫШИВАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
С давних времен Вятка была известна как один из центров вышивки. Богатые традиции сделали возможным превращение этого старинного женского занятия в промысел.
Вятская вышивка всегда отличалась большим разнообразием технических приёмов. Это отличие вятской вышивки от вышивки, создаваемой в других регионах России, объясняется с одной стороны оригинальным географическим положением Вятского края, находящегося на стыке Архангельской, Вологодской и Нижегородской губерний, а с другой стороны его пёстрым национальным составом (на территории края проживали русские, чуваши, удмурты, марийцы, татары, коми).
Богатейшие традиции поволжской вышивки, широко распространенной в южных уездах, причудливо переплелись с традиционными техническими приёмами и орнаментами северного русского шитья. Преобладающими техниками в юго-восточных уездах Вятской губернии были косая стёжка, счетная гладь, набор, роспись. Традиционный орнамент – геометрический. На севере был также широко распространен растительный орнамент, основными техниками для которого служили тамбурный и стебельчатый швы, часто сочетаемые с гладью.
Наиболее характерной и широко используемой считается тамбурная вышивка, имеющая в основе традиционный северный орнамент со сложной композицией и красочным колоритом, на который повлияла многоцветная тамбурная вышивка вятских татар.