НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ» - ЛЕШУКОНСКИЙ РАЙОН - С. СЕЛИЩЕ
Местом происхождения деревянной игрушки в виде птицы является Архангельская область. Её называют ещё и «Поморским голубком». Птица вешалась в доме в качестве хранителя домашнего очага и благополучия. Изготавливается из цельного бруска, без применения клея, путём нарезки лепестков и специального метода изгибания.
Носителем традиции изготовления птиц в XX веке был Мартын Фатьянов из деревни Селище Архангельской области. В деревне открыт музей, посвящённый его творчеству. Промысел птицы счастья восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».
БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. БОРОК
Роспись существует с XVIII века в селе Борок, ныне это деревня и пристань на реке Северная Двина Архангельской области. Роспись повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделённые орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.
Символ борецкой росписи - Древо жизни: огромный цветок с прямым стеблем, вокруг него изображаются цветы, птицы, ягоды, листья.
Основной цвет росписи - красный. Роспись очень дорогая и сложная с использованием сусального золота и яичной темперы. В XVIII веке золотофонную борецкую прялку меняли на корову.
ВЕРХНЕУФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ БЕРЕСТЫ - С. ВЕРХНЯЯ УФТЮГА
Верхнеуфтюжская роспись зародилась в с. Верхняя Уфтюга, что является названием притока р. Северной Двины.
В XIX в. промысел был распространён по всему побережью Уфтюги, расписывали туеса. Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с традициями древнерусской декоративной живописи.
Крупными центрами уфтюжской росписи считаются д. Ново-Андреевская и Якшаково Архангельской обл. Сейчас отдельные мастера продолжают работу у себя на дому.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - Д. ПАЛАЩЕЛЬЕ
Роспись деревянных прялок и утвари зародилась во времена формирования славянских племён. Название получила от реки Мезень в Архангельской области. Своего расцвета промысел достиг в XIX веке.
Центром росписи стала деревня Палащелье, отсюда и второе название - палащельская роспись. Мезенская роспись архаична, узоры её скупы и напоминают древние наскальные рисунки Севера. Используются только два цвета – красный и чёрный.
В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ - Д. ЧЕРЕПАНОВО
Промысел развит в д. Черепаново, Большой Березник и Гридинская Архангельской обл. Ранние изделия с росписью датируются XVIII - началом XIX вв.
Круг предметов велик - деревянная и берестяная посуда; колыбели, ларцы, сундуки, подголовники, прялки. Основа росписи - растительный узор.
На предметах в Загорском музее-заповеднике можно видеть сцены вечёрок, застолья, прядения, тканья, на старых прялках - архитектурные пейзажи, единорогов, львов, а также солдат, парусные суда.
С конца 60-х гг. XX в. роспись стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры».
РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ - С. УЛЬЯНОВСКАЯ
Сведения о ракульской росписи датируются серединой XIX в. Место зарождения – с. Ульяновская, стоящее на впадении речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский р-н. Архангельской обл.).
За всю историю росписи промыслом занималась только одна семья – поколения Витязевых. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный.
В 1960-х гг. организованно предприятие «Беломорские узоры». Мастера производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике.
СЕВЕРНЫЕ КОЗУЛИ
Козули - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Козуля образовано не от слова «коза», а от глагола «козить».
Козули - национальное лакомство поморов (жителей Архангельской губернии), которые готовились только на Рождество. Ныне козули изготавливают в Архангельской и Мурманской обл., а также на Урале. На Урале тесто для козуль приготовляют с добавлением мёда.
Козули теперь - это и памятник народного творчества, народная скульптура, форма и технология изготовления которой шлифовалась веками.
УСОЛЬСКАЯ ЭМАЛЬ - Г. УСОЛЬЕ
Художественный промысел зародился во 2-й пол. XVII в. в г. Усолье (ныне г. Сольвычегодск Архангельская обл.).
В XVIII в. здесь изготовлялись чаши, блюда, тарелки, баночки для румян, коробочки, ларцы, черенки вилок и ножей, оклады Евангелия из золота, серебра, меди, украшенные сканью и покрытые белой эмалью (финифтью) с эмалевой росписью, отличавшиеся яркой декоративностью. Оружейная палата Московского Кремля обладает самой богатой коллекцией усольской эмали.
Сейчас промыслом росписи по эмали занимается предприятие г. Вологды - мастерская «Вологодская финифть».
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ - С. ЛОМОНОСОВО
История Архангельского промысла уходит в XVIII век, мастера украшали костью рукоятки ножей. В стиле резьбы пересекаются северорусская, центрально русская, западноевропейская и традиции народов севера. Екатерина I хранила вещи в холмогорских ларцах. Павел I принимал в подарок вазы, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. Промысел продолжился в XX веке в селе Ломоносово, где в 1932 году создана фабрика художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. Выпускаются изделия из моржовых клыков, зуба кашалота и бивней мамонта.
Ещё в XVIII в. мастера Павлова и Ворсмы Нижегородского края украшали ножи костяными рукоятками в виде объёмной небольшой скульптуры. Косторезный промысел возродился в селе Варнавино Нижегородской области в 1970 г. с приездом из с. Холмогоры Архангельской области выпускника Холмогорского училища П. Черниковича. В 1973 г. организована Варнавинская фабрика художественной резьбы по кости, ныне предприятие «Варко» (Варнавинская резная кость). Продукция поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История ее возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами. Глиняная «баба» в «досельном» (старинном) наряде словно являла собой образ мира. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ТЕТЁРЫ
Тетёры – пряники витой формы, распространённые в Архангельской обл.-г. г. Каргополе, Мезене и в сёлах по берегам реки Мезень. День весеннего солнцестояния назывался на Каргаполье «тетёрочным днём», и выпекались тетёры, происходило «закликание» перелётных птиц, которые несли с собой весну и тепло.
На Каргополье 22 марта называлось тетёрочным днём, в этот день выпекались тетёры, таким образом происходило «закликание» перелётных птиц, которые по местным представлениям несли с собой весну и тепло.
Тетёры выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких колбасок-жгутиков, из которых свивают фигурки зверей и геометрические фигуры, близкие к древнерусским орнаментам.