НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ


ЕЛЕЦКАЯ РОЯЛЬНАЯ ГАРМОНЬ - Г. ЕЛЕЦ

ЕЛЕЦКАЯ РОЯЛЬНАЯ ГАРМОНЬ       Елецкая рояльная гармонь – уникальный инструмент, которому более 150 лет. Почему рояльная? В елецкой гармони клавиши, как у рояля. Клавиатуры расположены как справа, так и слева. Елецкая рояльная гармонь включена в список ЮНЕСКО. Рояльная – предок современного аккордеона. Её история восходит к середине XIX в. Крестьянин А.П. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоний. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Гармонь выходила лучше тульских массовых, и в мастерскую потянулись заказчики. Елецкая гармонь, как и елецкое кружево, известны всему миру.
     Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Каждая елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров.

ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА - Г. ЕЛЕЦ

ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА       Город Елец – один из ведущих центров кружевоплетения России. Первое свидетельство о елецком кружеве датировано 1801 г., о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в елецком кружеве. В конце XIX в. елецкое кружевное производство по своему объёму заняло в России первое место. Древнее и вечно молодое самобытное искусство кружевниц передаётся, как эстафета, из поколения в поколение и издавна приобрело мировую известность.
     Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА - С. ТРОИЦКОЕ

РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА      Более трёх столетий традиционный гончарный и игрушечный романовский промысел бережно хранится на исторической земле в сёлах Ленино, Пады, Троицкое Липецкой области. Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета.
     Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. удалось возродить этот своеобразный промысел. В настоящее время в селе Троицкое, в 20 км от Липецка, на месте старинного боярского города Романов, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края.

ДОБРОВСКАЯ ИГРУШКА - С. ДОБРОЕ

ДОБРОВСКАЯ ИГРУШКА       Гончарный промысел в с. Доброе (ныне Липецкая обл.) существовал уже в XVII-XVIII в.в. В селе часто находят фрагменты керамических сосудов, реже - игрушки.
     Добровскую игрушку можно разделить на две группы.
     Одна, наиболее многочисленная, связана с влиянием романовской глиняной игрушки.
     Это пустотелые и цельные фигурки-свистульки людей, птиц и животных, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским - одним цветом голова и три разноцветных полосы поперёк спины.
     Промысел игрушки возрождают сотрудники Липецкого центра культуры и народного творчества, Музея декоративно-прикладного искусства г. Липецка.
     Гончарный промысел в с. Доброе Липецкой области зародился в XVII-XVIII вв. и по сравнению с другими гончарными центрами данной области просуществовал дольше всех.

ЛИПЕЦКИЕ УЗОРЫ ПО ДЕРЕВУ

ЛИПЕЦКИЕ УЗОРЫ ПО ДЕРЕВУ       В XVIII-XIX веках в окрестностях Липецка существовала масса мелких кустарей, которые изготавливали предметы быта из дерева. Бытовали различные техники обработки дерева: долбление, работа резцом, токарная обработка. Из мягких и недорогих пород древесины (липа, осина) резались вручную, а в конце XIX столетия — на токарных станках — утилитарные, необходимые в каждом домашнем хозяйстве предметы быта: миски, чаши, ковши, совки, тарелки, разливательные ложки. Славились липецкие бондари — великолепные дубовые бочки продавались далеко на юг России.
     Резали мастера ложки-плошки, а чтоб служили дольше и продавались лучше, пропитывали их маслами и наносили несложные элементы орнамента сначала естественными, а потом анилиновыми красителями в основном красного, чёрного, синего и зелёного цветов в виде волнистых, прямых линий, кружков, розеток, точек.
     С XVIII века в окрестностях Липецка изготавливают чаши, ковши, разливательные ложки. На рождение узора оказал влияние стиль орнаментальной росписи Хохломы. На композицию росписи – мотивы елецкого кружево. Свои краски добавила южнорусская природа, предопределив «парчёвый» характер орнамента. Продукция фабрики «Липецкие узоры» была среди призов Олипиады-80, «Кубка Кремля», дарится почётным гостям к знаменательным датам нашей страны.