НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЛИВЕНСКАЯ ГАРМОШКА
Ливенская гармонь («ливенка») - разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном - плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек»- одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» г. Ливны.
Ливенская гармоника-одна из самых простых, как по доступности для музыканта, так и по конструкции, разновидностей гармоник.Точная дата её рождения неизвестна, но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны (отсюда и название), Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений, по сравнению с тульскими, главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.
Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина, Л.Толстого, Н.Лескова, И.Тургенева и других.
МЦЕНСКОЕ КРУЖЕВО
Мценское кружево появилось в XVIII в. через помещицу Протасову, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева на коклюшках в России.
Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек.
Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески.
Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России.
Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц.
Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
Особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент.
Лучшие работы кружевниц можно увидеть в Музее кружева г. Мценска Орловской обл.
ОРЛОВСКИЙ СПИС
Корни вышивки уходят во времена вятичей-язычников, которые последними в XIV веке приняли христианство.
Охранительный смысл их древних образов и обрядов отразился в вышивке.
Название браного ткачества идёт от способа выполнения.
Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы.
Спис шьётся точным счётом по ниткам полотна, чёткими мелкими стежками, образующими бранки – геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура.
Главная особенность техники «Орловский спис» - это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую. Существует легенда, что мастерицы зимою воспроизводили узор с морозных окон, и отсюда вся эта текучесть.
Самое раннее полотенце датировано 1796 годом.
Орловский спис знатоки считают шифром, разгадать который весьма сложно.
Самые популярные сюжеты старинных вышивок - «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка». Спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами.
ПЛЕШКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Плешковский промысел - один из древнейших промыслов центра России.
Деревня Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века.
По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась "плешь" - плешина. Оттого и название осталось - Плешково.
Художественный промысел возник в XVII в. в с. Плешково Ливенского р-на Орловской обл.
В мае жители деревни свистели в глиняные свистульки, празднуя «Свистунью».
Лепились конь, женщина, солдат, уточка, петушок, курица, корова, баран, олень, птица-русалка с человеческим лицом.
Раскраска выполнялась в синий и красный цвета (иногда зелёный), нанесенных тёртым кирпичом и соком лопуха и конопли.
Продолжают традиции промысла мастера А.В. Фролов (1956 г.р.) и Н.Н. Фролова (1955 г.р.).
Игрушки мастеров есть в музеях и на выставках народного искусства.
ЧЕРНЫШЁВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА - Д. ЧЕРНЫШОВО
Промысел возник в д. Чернышено бывшего Новосильского уезда (ныне – Новосильский р-н.) Орловской обл.
Глина в этих местах необычная, вязкая.
Брали её ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах.
После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей.
Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн.
Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха.
Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.
Здесь издавна находили глины: красные, белые, синие.
При изготовлении игрушек глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая.
Женщины лепили мужские фигурки редко, только вместе с конём. Никогда не лепили птиц за исключением кукушки, поскольку почитали кукушку за божество, способное предсказывать будущее.
Роспись называется «кукушечьей» из-за полосок, напоминающих оперение кукушки.
Возрождением промысла занимается народный мастер Н.Н. Фролова.