НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА - Г. СКОПИН

СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКАОбщий сайт - http://www.privet-ryazan.ru/ 

Общий сайт -  http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=14

     Скопинская керамика – едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия.
     Скопинский гончарный художественный промысел - центр народного искусства Рязанской земли.
     С давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала - красной и голубой глины - широко развивался гончарный промысел.
     Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе.
     При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII - XVI столетий.
     Рождение промысла – 1640 г.
     Тогда в переписи населения появилось имя скопинского гончара – «Дёмка Киреев, сын Берников».
     В XIX веке в Скопине наладилось массовое производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
     В виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб, многоярусных, богато украшенных лепниной. Фантазийные фигуры возили на базары в Москву, Рязань, Липецк, в города южной России и на Украину.
     Название города и промысла происходит от образа птицы Скопа – «речной орёл», «птица-рыболов».
     Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась ещё во времена Киевской Руси.
     В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
     В середине XIX в. скопинские гончары вдруг отказались делать грубые горшки, и стали проявлять доселе не виданную в России фантазию.
     Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.
     Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.

КАДОМСКИЙ ВЕНИЗ- Г. КАДОМ

КАДОМСКИЙ ВЕНИЗ       Кадомская вышивка возникла при Петре I.
     Он повелел знати и боярам носить европейскую одежду, отделанную венецианским и брюссельским кружевом.
     Поскольку приобретение наряда оплачивалось золотом, венецианские кружевницы были привезены в Кадомский монастырь, где обучали мастерству русских монахинь.
     Промысел возник в XVIII в. в г. Кадоме (ныне - посёлок Рязанской области).
     Вениз - от слова «Венеция».
     Происхождением промысел обязан венецианским мастерицам, приехавшим по приглашению Петра I в монастырь г. Кадома.
     Монахини легко освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево.
     А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку - кадомский вениз.
     В начале XX в. технику кадомского вениза дополнила Пелагея Угрюмова, которая имела опыт кружевного дела по работе в г. Ельце.
     Сейчас венизную вышивку выпускает фабрика «Кадомский вениз».

РЯЗАНСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

РЯЗАНСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА       Древним видом художественных промыслов Рязанского края является вышивка.
     Уже на рубеже XIХ - XX вв. изделия вышивки стали предметами коллекционирования.
     Её особенности в многоцветности, построенные на доминировании красных оттенков с вкраплениями синего, жёлтого и зеленого цветов; соединение разнообразных традиционных техник: строчка, цветная перевить, счётная гладь, роспись, косички, мережки, вышивка крестом; преобладание геометрических элементов.
     Ознакомиться с промыслом и с работами современных мастериц можно в Рязанском художественном музее им. И.П. Пажалостина.