НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - Г. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ

Северная чернь       Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в особом температурном и временном режиме.
     Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Данный состав и способ соединения черни с серебром применялся на протяжении многих веков. История чернения по серебру начинается на устюгской земле в конце XVII в., куда искусство чернения, по преданию, перешло из Великого Новгорода ещё во времена Ивана Грозного.
     Уникальное искусство чернения по серебру принесло небольшому северному городу мировую известность.
     Расцвет устюжской черни приходится на вторую половину ХVIII – начало ХIХ вв. Северная чернь завоевывает славу лучшей в России.
     О высоком уровне черневого дела в ХVIII в. свидетельствует выполненная мастером Иваном Островским в 1770 г. трехчастная дарохранительница с черневой гравюрой на золочёном канфаренном фоне.

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Вологодское кружево       «Застывшие краски северной зимы» – так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла, как вида русского кружево, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), относится к 1820 г. Близ Вологды, в имениях помещиков, крепостные выплетали отделки к платьям и белью. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Там же вологодский занавес «Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при.
      Особенностью вологодских кружев является плотная, непрерывная и одинаковая по ширине полотнянка, которая своими плавными изгибами формирует чёткий и легко читающийся узор. За счёт такой полотнянки вологодское кружево получается плотнее, чем другие кружева (например, елецкое кружево). Вологодские кружевницы, в основном, используют абстрактные орнаменты. Часто вологодские кружева сравнивают с морозными узорами на окнах и снежинками. Благодаря вологодскому кружеву, вобравшему в себя всё богатство, всю удивительную силу человеческой фантазии, русский промысел кружевоплетения стал подлинным искусством: ажурные узоры, необычные переплетения сродни шедеврам мировых мастеров.

ШЕМГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА

Шемогодская резьба       Промысел резьбы по берёсте образовался в XVIII веке в Шемогодской волости Великоустюгского уезда (ныне Вологодская область).
     С древних времён березовая кора (береста) использовалась для изготовления необходимых бытовых предметов, в том числе посуды.
     В такой посуде продукты хранятся длительное время, так как береста не пропускает тепло и свет и содержит большое количество дубильных веществ.
     Мастерством резьбы по берёсте славилась деревня Курово-Наволок.
     Орнаменты резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
     В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году был создан художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», который продолжает традиции ажурной вязи.